Электробус построили на базе перспективной модели МАЗ-303, которую мы недавно испытали, и максимально унифицировали с дизельным аналогом: собственно, модель изначально проектировалась в расчете и на электрическую версию. Поэтому здесь такие же эффектная внешность с «горбом зубра», каркас из коррозионно-стойкой стали, обшивка из пластика и алюминия, разделенная на части для удобства замены. А еще — новая для МАЗа независимая подвеска ZF спереди, рампа с электроприводом, датчик дождя, двери с «горячими» кнопками и системой противозащемления, переменное освещение салона («холодное» утром и «теплое» по вечерам) и USB-разъемы для подзарядки.
Главное отличие от обычного автобуса, разумеется, в электрической части. Тут стоит новый электромотор ZF CeTrax, с которым мы знакомили читателей в 2018 году: его максимальная мощность — 300 кВт, крутящий момент — 2170 Нм, рабочее напряжение — 650 В, а расчетное потребление электроэнергии — 0,8 кВт•ч/км.
Литий-железо-фосфатные батареи, расположенные на крыше и в моторной шахте, должны обеспечивать запас хода аж в 300 км, поскольку их емкость почти в четыре раза больше, чем у московских электробусов, — 285 кВт•ч.
Дело в том, что МАЗ-303Е10 рассчитан не на скоростную подзарядку на конечных станциях, а на длительную ночную в парке, как, скажем, немецкий Mercedes eCitaro: батареи заряжаются либо от автономного трансформатора, который подключают к напряжению 380 В, либо на специальных станциях с разъемом CCS2 Combo. При максимальном токе в 150—200 А батареи должны полностью заряжаться за четыре часа.
Электробус получил полностью цифровой щиток приборов, и это правильный шаг: на электро-КАМАЗы такой щиток ставится изначально, а Группа ГАЗ внедрила его при модернизации своего электробуса.
Конечно, из-за тяжелых батарей пришлось уменьшить паспортное количество мест: всего их уже не до 110, а 70. В салоне — 30 сидений, 14 из которых стоят «на низком полу». Габариты машины, как отмечают мазовцы, «остаются оптимальными» для города: длина — 12,43 м, ширина — 2,55 м, высота — 3,3 м.
Понятно, что пока это только первая проба пера и в дальнейшем возможны варианты (с пантографом, скоростной зарядкой и т.д.). Мы же будем следить за развитием проекта — и, надеемся, вскоре расскажем о нем более подробно.