Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Газовый фургон IVECO

Андрей Филиппов.

На презентации представители IVECO рассказали о двух перспективных автомобилях. Первый, дизель-электрический, больше ориентирован на европейский рынок, и его поставки к нам пока не планируются. Да и выставочный экземпляр на мероприятие не успел, потому этот гибрид мы обошли стороной. А вот второй, на природном газе, нас очень заинтересовал. Особенно в свете того, что одна не самая маленькая московская компания уже давно и небезуспешно использует автопарк IVECO Daily на метане.

Найди десять отличий

Считая тему коммерческого транспорта на газу перспективной, я после пресс-конференции начал искать среди толпы Daily-близнецов именно машинку на метане, дабы сразу усесться за руль. Но вот незадача: стоит линейка фургонов, а внешне никаких отличий газового от дизельных нет. Малюсенькие шильдики «NATURAL POWER» явно не в счет. И только немного выступающие защитные короба баллонов помогли найти искомый объект.

«Запаска» теперь внутри фургона

«Запаска» теперь внутри фургона

В прошлом году (см. «ГП» № 4 2009 г.), мы проводили испытания на топливную экономичность IVECO Daily 65C15H. Тогда мы обследовали его вдоль и поперек, о чем вам и рассказали. А если учесть более ранние наши публикации об этом семействе, то описывать снова по сути ту же машину, только после небольшого «фэйслифтинга», с моей стороны было бы просто некорректно. Посему все внимание – газовой составляющей нашего фургона.

Основное внешнее отличие автомобилей на сжатом газе от техники на сжиженном – здоровенные баллоны малой вместимости. Для уменьшения их веса можно использовать композитные материалы, стоящие, естественно, кучу денег. IVECO на такой шаг не пошло, и все баллоны металлические. Всего их три пары, и схема размещения емкостей одинакова как для шасси под надстройку, так и для нашего фургона. Пара в заднем свесе заняла место крепления «запаски», которая в отличие от конкурентов не канула в небытие, а перекочевала в грузовой отсек. Две другие пары разместили внутри базы. Благодаря рамной конструкции их частично удалось защитить от боковых ударов и приподнять над дорогой. На всякий случай все баллоны прикрыты серьезной металлической защитой в виде коробов, но при этом нижней точкой фургона как и в дизельных модификациях все же является картер заднего моста.

Заправочная горловина выведена на правую сторону симметрично бензобаку и снабжена простейшей защитной крышкой, которую при заправке лучше класть в кабину – потерять эту пластмасску пара пустяков.

Поднятая крышка моторного отсека напрочь разбивает мечту увидеть хитросплетение каких-либо дополнительных трубопроводов. Только сняв декоративную накладку двигателя, можно отметить наличие свеч, которые дизелю как-то без надобности. Вот собственно и все отличия в статике.

Заправочна горловина для метана

Заправочна горловина для метана

Крышку бензобака придется носить с собой

Крышку бензобака придется носить с собой

ГАЗуй…

Скажу прямо: после запуска двигателя определить из кабины, что у нас под капотом, не представляется возможным. Причин тому несколько. Во-первых, неплохая шумоизоляция и отсутствие вибраций на органах управления. Во-вторых, никаких пиктограмм, указывающих на тип двигателя, на панели не предусмотрено. Даже тахометр один в один как на дизельных версиях. Ну и, в-третьих, – это то, что в основе бензогазового агрегата лежит все тот же 3-литровый дизель, естественно, немного модернизированный, с электроникой, но все же, все же…

Но стоит начать движение и… по-прежнему ничего не меняется. Переход с бензина на газ осуществляется незаметно и, к сожалению, никак не отображается на панели. Я точно никаких символов не нашел. Разгонная динамика тоже ничем не выдает вид используемого в данный момент топлива. Нажатие на «гашетку» Daily при любом раскладе воспринимает как должное. Причем стандартное «позволяет не выпадать из транспортного потока», я бы заменил на «позволяет задавать потоку свой темп». И это в Москве с ее ритмом движения. В Рязани и Туле я вообще ощущал себя попавшим в сонное царство, еще бы знаки с грузовиком в белом круге убрать – совсем здорово было бы.

Размещение газовых баллонов: вид сверху…

Размещение газовых баллонов: вид сверху…

…с левого борта…

…с левого борта…

…и снизу на задний свес

…и снизу на задний свес

Защита двигателя отнюдь не бутафорская

Защита двигателя отнюдь не бутафорская

На трассе IVECO не уступает многим легковушкам. Поперечные колдобины проходит с едва заметной раскачкой, а на продольные реагирует немного резче, но все равно меньше, чем ждешь от фургона высотой 2,7 метра.

В городе по-прежнему здорово помогают зеркала. Правда, на фургоне при проезде крон деревьев и низких крылечек магазинов острее чувствуется, как и раньше, перекрытый стойкой уголок правой линзы, но при наличии камеры это не критично.

О последней хочется сказать отдельно. Оцениваю это конкретное приспособление на одиннадцать по десятибальной шкале. Камера начинает работу автоматически при включении задней передачи, либо принудительно на скоростях до 10 км/ч. Как только разгоняешься быстрее – экран гаснет, дабы не отвлекать. Сначала относишься к изображению скептически. Но по мере использования восторг растет пропорционально количеству включений. А вместе с восторгом растет и уверенность в своих возможностях. И вот уже на крик охранника магазина: «Там машина!!!» – ты можешь небрежно бросить: «Я вижу…». Путем экспериментов было установлено, что камера видит препятствие на расстоянии до 6,5 м и захватывает сразу три полосы, а четкость изображения позволяет при желании буквально упереться подножкой куда захочешь – очень впечатляет и помогает.

Судя по зеркалам…

Судя по зеркалам…

…сзади ничего нет…

…сзади ничего нет…

…и только камера показывает…

…и только камера показывает…

…опасную реальность

…опасную реальность

А вообще-то Daily по-прежнему полугрузовик-полуболид. Уйти со светофора первым и перестроиться при этом через три полосы, никому не помешав, – легко. Резко ускориться и обойти затеявшие на МКАДе гонки «улитки и черепахи» КАМАЗы – без вопросов. Затормозить с 70 км/ч перед дачником, решившим, что «успею выехать перед этим «сараем» – никаких проблем. И самое главное – я устал в два раза меньше, чем на редакционных «Жигулях». Сказываются высокая посадка, мощный мотор и какое-то необъяснимое чувство уверенности в машине.

И конечно, о расходе топлива. Рекордного минимума – 6,3 кг/100 км я достиг в час ночи на МКАДе, проехав 28 км со средней скоростью 79 км/ч. А средний трассовый расход колебался от 7,3 кг/100 км при 69 км/ч до 8,3 кг/100 км при 74 км/ч. При этом круиз-контроль быль выставлен на 85 км/ч. Полет по «Варшавке», от Тулы до Москвы, с «круизом» на 105 км/ч увеличил расход до 9 кг/100 км, хотя средняя скорость достигла всего 85 км/ч. Мой вывод: гнать смысла нет, слишком часто приходится притормаживать. В городе Daily потребляет от 9,3 до 12,6 кг/100 км в зависимости от трафика. Максимальное количество газа – 15,3 кг/100 км при 14 км/ч – «скушала» пробка, в которой я «провисел» целый час. Вот такой расклад на 850 пройденных километров. Понятно, что при полной загрузке цифры изменятся, но для без малого трехтонной машины, по-моему, очень и очень неплохо.

Никаких намеков на использование газа

Никаких намеков на использование газа

Заменить лампочки легче, чем кажется

Заменить лампочки легче, чем кажется

Бескрайние просторы

В заключение о том, что следует помнить всем решившимся на покупку IVECO Daily с двигателем на природном газе. Эта машина, как и большинство ее аналогов, заточена под метан. При движении на бензине, кстати, он должен иметь октановое число не менее 95 – аварийный режим. При первой же возможности необходимо дозаправиться сжатым газом. Впрочем, для тех, кому рекомендации производителя – пустой звук, предусмотрен и технический ограничитель в виде 17-литрового «бокальчика» для жидкого топлива, на котором далеко не уедешь. Уточню: лично я считаю такой маленький бензобак на наших бескрайних просторах недостатком – мало ли, какие ситуации бывают.

Оригинальная панель не изменилась

Оригинальная панель не изменилась

Приборы прекрасно видны и ночью

Приборы прекрасно видны и ночью
Вторым важным моментом является предварительный заказ переходника с «евроштуцера» Daily на наши родные шланги, используемые на АГНКС. В комплекте с машиной он не идет, и это может стать очень неприятным «сюрпризом» при получении фургона, который без этой полезной вещицы заправить газом просто невозможно. Но даже если вы его получили, в дальнейшем расслабляться не стоит – в свободной продаже переходников нет, на складе у дилера тоже. Даже на АГНКС вам ничем помочь не смогут, и в случае потери или поломки этого простого с виду цилиндрика проблемы вам обеспечены. Благо, нижний кармашек правой передней двери как будто специально создан для его хранения – не болтается при движении и всегда под рукой при дозаправке.

В нижний карман удобно класть переходник для шланга

В нижний карман удобно класть переходник для шланга

«Фонтан» фароомывателя впечатляет

«Фонтан» фароомывателя впечатляет
Кстати, о дозаправке. Следует хорошенько заучить характеристики газового оборудования, а точнее вместимость баллонов. Причем в различных единицах измерения. Первая заправка в 22.00 меня реально напрягла, так как пришлось на ночь глядя звонить техническому специалисту IVECO и совместными усилиями определяться с количеством заправляемого газа. Долгие перечисления килограммов, количества баллонов в системе и попытки по внешнему виду определить их вместимость ни к чему не привели. Спасительной оказалась фраза о том, что газовая система аналогична «морозильникам» на IVECO Daily, эксплуатирующимся в упомянутой транспортной компании. Оператор сразу назвала объем баллонов – 56 м3 и с чистой совестью произвела заправку.

В последующем я уже сам уверенно называл данную цифру, снимая массу возникающих вопросов. Справедливости ради отмечу, что колонки некоторых АГНКС и без помощи операторов прекрасно определяют количество необходимого для заправки газа – вам остается только оплатить счет.

Техническая характеристика автомобиля IVECO Daily 50C15G
(по данным завода-изготовителя)
Полная масса, кг 5200
Снаряженная масса, кг 2875 (2285)*
Грузоподъемность, кг 2325
Распределение полной массы на 1-ю/ 2-ю оси, кг 1900/ 3700
Двигатель:

  • рабочий объем, cм3
  • мощность на газу/ на бензине, л.с.
  • крутящий момент на газу/ на бензине, Н·м
FICE0441A, с искровым зажиганием, Euro 5
2998 (2298)*
136 при 2730–3500 мин-1/ 82 при 2730–3500 мин-1
350 при 1500–2730 мин-1/ 230 при 1500–2730 мин-1
Коробка передач

  • количество ступеней вперед/ назад
Механическая
6/1
Подвеска Передняя торсионная, задняя рессорная
Тормозная система Дисковые механизмы передних и задних колес, ESP и Hill Holder входят в базовую комплектацию
Колесная формула 4х2
Минимальный радиус поворота, м 7570
Вместимость баллонов, м3 56
Вместимость топливного бака, л 14
*В скобках данные из ПТС.

В итоге, могу вам с чистой совестью рекомендовать использовать IVECO Daily 50C15G по его прямому назначению – для транспортировки грузов из пункта А в пункт Б либо просто внутри этих пунктов. Главное, чтобы в отправной точке была АГНКС, и расстояние между городами не превышало 200–220 км, чтобы одной заправки метана хватило на обратный путь. Тем, кто задумывается об использовании обновленного Daily в качестве маршрутки, тоже не стоит обходить «газовую» машину вниманием. Все баллоны размещены под днищем и не доставят дискомфорта пассажирам.

Единственный действительно серьезный «минус» – прибавка к первоначальной стоимости 7000 евро по сравнению с дизельной версией. Но, как известно, бесплатный сыр только у китайцев. Да и то уже не у всех…

Производитель: IVECO S.p.A (Италия)
Модель: IVECO Daily 50C15G
Начало продаж в России: 2010 г.
Цена: 2 000 000 руб.

Источник