Теперь практически любой россиянин может похвастать тем, что каждый день на работу он доезжает на «Форде», «Фольксвагене», «Пежо», «Ситроене» или даже на «Мерседесе», а не на какой-нибудь «ГАЗели», ЛиАЗе или «пазике». Но дело не в том, что всем на Руси жить стало хорошо, а в том, что у российских перевозчиков стали популярными автобусы иностранных марок, переделанные из грузовых фургонов. Очередным участником российского пассажирского тест-драйва скоро станет французский «коммерсант» «Рено Мастер» (Renault Master).
Эстафета лёгких коммерсантов Renault
Выпуском грузовых автомобилей в компании Renault занимаются уже более ста лет, и за это время выпущено несколько миллионов коммерческих авто различного назначения и типоразмеров. Не стал исключением и малый класс, в котором компания присутствует с 1900 года, когда Луи Рено построил свой первый автомобиль для перевозки грузов, установив в задней части легкового шасси модели «С» с 1-цилиндровым мотором (450 cм3, 3,5 л.с.) кузов-ящик грузоподъёмностью 250 кг. А с 1905 года Рено освоил выпуск лёгких развозных грузовичков на базе легковых авто, в том числе с закрытым кузовом фургон.
Master (I поколения) полной массой до 3,5 т с несущим кузовом имел два базовых варианта Т35 и Р35 с четырьмя размерами колёсной базы и приводом на передние и задние колеса соответственно – всего 38 вариантов исполнения. На них использовали пять бензиновых и дизельных двигателей мощностью 48–80 л.с. и 5-ступенчатые синхронизированные КП. Второе поколение Master (II) серии X70 появилось в середине 1997 года, а уже в следующем было титуловано премией «Фургон 1998 года» (Van of the year). Диапазон полной массы – от 2,8 до 3,5 т, вариантов по длине колесной базы – три, по высоте крыши – тоже три. Итого 6 типоразмеров цельнометаллических фургонов вместимостью от 8 до 13,9 м3. В моторном отсеке можно было встретить лишь дизельные двигатели объёмом 2,2; 2,5 и 2,8 л. Кстати, у машины появились немецкие братья-близнецы, аналогичные по конструкции, но выпускаемые под брендами Opel Movano, Vauxhall Movano и Nissan Interstar.
В 2010 году свет увидело третье и на сегодня последнее поколение «коммерсантов» Master серии X62, которое не так давно вышло и на российский рынок.
На все грузы мастер
Премьера новинки в Европе состоялась весной 2010 года (полное описание модельного ряда в «ГП» №6, 2010 г.), и благодаря неординарной внешности, еще более выразительной, чем у Peugeot Boxer / Citroёn Jamper, она сразу же заняла свою нишу на рынке развозных фургонов полной массой до 3,5 т.
Под полностью изменённой внешностью скрываются отработанные годами конструкционные особенности, такие как несущий цельнометаллический кузов, независимая пружинная передняя подвеска и зависимая рессорная задняя со стабилизаторами поперечной устойчивости. Подавляющее большинство Master (III) переднеприводные, с поперечно расположенным силовым агрегатом и односкатными колёсами задней оси. Но в модельной линейке есть и заднеприводные версии «Мастера» с продольно расположенным силовым агрегатом и двускатной ошиновкой колёс заднего моста. Задние лонжероны таких версий представляют собой полураму, жёстко состыкованную с передней частью фургона. Эти особенности на 100 мм увеличивают погрузочную высоту грузовых отсеков заднеприводных версий и скрадывают полезный объём за счёт увеличенных под двускатную ошиновку задних колесных арок.
В России цельнометаллический фургон Renault Master (III) полной массой 3,5 т предложен с тремя вариантами колесной базы: 3182, 3682 и 4332 мм, обеспечивающей ему множество разновеликих по вместимости версий, объём которых зависит от размера заднего свеса и от высоты крыши. Заднеприводные версии доступны лишь в варианте со средней колёсной базой и с удлинённым задним свесом. На выбор предлагается лишь вариант исполнения крыши – средняя или высокая.
Боковых дверей в базовой комплектации три, четвёртую (с левого борта) устанавливают по заказу. На версиях с увеличенной по высоте крышей – сдвижная дверь, ведущая в грузовой отсек, задние распашные двери тоже увеличены в высоту.
Renault Master оснащают новым 4-цилиндровым дизельным 2,3-литровым двигателем dCi Euro 4 с топливной системой Common Rail, который в зависимости от настройки развивает 101 или 125 л.с. и агрегатируют с 6-ступенчатой механической КП или 6-ступенчатым роботом QuickShift. Примечательно, что при любой настройке силового агрегата, он выдает одинаковые максимальные 285 Н.м крутящего момента при 1500 мин-1.
На российском рынке новый Master доступен в восьми типоразмерах, к которым по желанию можно добавить пакеты дополнительного оборудования, отвечающего за безопасность, внешний вид фургона и уровень комфорта. Стоимость автомобилей варьируется от 945 000 руб. – за фургон с короткой базой и низкой крышей до 1 212 000 руб. – за заднеприводный вариант с высокой крышей.
Мастера своего дела
«Живых» автомобилей Master (III), как собственно и Master (II), у дилеров нет (по крайней мере у нижегородских), поэтому их продвижением на российском рынке обеспокоился нижегородский производитель «фургонбусов» – компания «Промышленные технологии» (наследник «Самотлора»). Узнав о том, что фургон по габаритам аналогичен популярным Ford Transit и Peugeot Boxer, и что с апреля 2011 года его официально продают в РФ, нижегородцы взялись за его переоборудование и демонстрацию потенциальным клиентам.
Став, пожалуй, основной новинкой на октябрьском Автотранспортном форуме в Москве, «Мастер», наконец, попал в руки дотошных автожурналистов.
Представители компании «Промышленные технологии» отмечают, что переоборудовать Renault нисколько не сложнее, чем фургоны других иностранных марок. Из особенностей выделяют лишь более раздутый по сравнению с конкурентами силовой каркас грузового отсека, более высокое (чем, например, у Ford Transit) расположение оконных проёмов и необычную по форме куполообразную крышу, которая смотрится на заводском фургоне, как инородный элемент.
Современный технический регламент запрещает, но по старым правилам было можно отгораживать заднюю часть автобуса под довольно вместительный багажник, который есть и у описываемой модели. По нынешним нормам там должен оставаться доступ к задним дверям (аварийный выход).
Не понравилось только, что с наружной стороны вдоль верхней кромки крыши не предусмотрены водостоки, из-за чего вода с крыши при открытой двери в пассажирский салон стекает прямо на головы входящих и выходящих пассажиров. Более того, если дверь прикрыта не полностью, вода стекает по ее внутренней части, попадая на тканевые панели внутренней обшивки. Есть рекомендации и по поводу небольшой стенки, отгораживающей кабину от пассажирского салона. В ней необходимо сделать углубления под ноги пассажиров или поставить ее под углом, параллельно наклону спинок передних сидений, так как при длительной поездке пассажирам переднего ряда некуда не то что вытянуть, но даже чуть разогнуть свои ноги.
Остается только надеяться, что перевозчики обратят внимание на комфортабельный фургон «Рено Мастер», из которого может получиться отличный автобус. И тогда мы с вами, пользуясь общественным транспортом, сможем сказать, что сегодня на работу я приехал в «Рено».
Тип кузова | Цельнометаллический фургон | |
Тип привода | Передний | Задний |
Ошиновка задних колес | Односкатная | Двускатная |
Колесная база, мм | 3182/3682/4332 | 3682 |
Габаритная длина, мм | 5048/5548/6198 | 6198 |
Габаритная ширина, мм | 2070 | |
Габаритная высота, мм | 2290/2486/2736 | 2533/2797 |
Длина заднего свеса, мм | 1024 | 1674 |
Погрузочная высота, мм | 542–550 | 705 |
Длина грузового отсека, мм | 2583/3083/3733 | 3733 |
Высота грузового отсека, мм | 1700/1894/2144 | 1798/2048 |
Ширина грузового отсека, мм | 1765 | |
Снаряжённая масса, кг | 1881–2085 | 2321–2395 |
Полная масса, кг | 2800/3500 | 3500 |
Двигатель:
|
Дизель, Common Rail, Euro 4 2298 101/125 285 при 1500 мин-1 |
|
Расход топлива, л/100 км | 7–10,1 | |
Гарантия производителя | 2 года без ограничения пробега | |
Начальная стоимость, руб. | от 945 000 | от 1 177 000 |
Стоимость ТО1, руб. | 7900 | |
Межсервисный интервал, км | 10 000 |