Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Масла для грузовых

Как можно сэкономить на дешёвых моторных и трансмиссионных маслах.

Любой автоперевозчик стремится снизить свои издержки на
эксплуатацию. Поиск более дешёвых запчастей, закупка как можно более дешёвых расходных материалов вроде бы как позволяют уменьшить затратную часть, но так
ли это на самом деле?

А можно ли сэкономить на дешёвых моторных и
трансмиссионных маслах?

Каковы функции моторных и трансмиссионных масел?

Именно функции, поскольку на масло возлагается много задач. Кроме облегчения скольжения в парах трения масло также обладает противоокислительными защитными свойствами, осуществляет частичное охлаждение агрегата, очистку камеры сгорания от продуктов горения. А самые «продвинутые» в отношении их химического и компонентного состава марки защищают и от ударных нагрузок, которые неизбежно
возникают в зоне зацепления шестерёнок прямозубых и косозубых передач.

К сожалению, большинство автоперевозчиков не подозревают о
том, что масла выполняют какие-либо дополнительные задачи кроме обеспечения скольжения в парах трения. И это незнание идёт из старых времён, когда действительно к маслам не было каких-либо дополнительных требований. Смазывает — и ладно. А всё дело в том, что изначально смазочные материалы добывались из тяжёлых фракций нефти — то, что мы сейчас знаем как минеральное масло, и ни о каких присадках или синтетических компонентах сотню лет назад, и даже пятьдесят, речи не шло.

Когда двигателестроители поняли, что само по себе масло на
минеральной основе не является стопроцентной защитой пар трения, химики начали работать над улучшением свойств смазочных материалов, вводя в состав различные присадки, позволяющие расширить спектр защитных свойств, а в итоге начали добавлять синтетические компоненты в базовое минеральное масло. Но тут нужно сделать небольшую ремарку: то, что у большинства производителей называется синтетическим
маслом, имеет не более 30% синтетического компонента, а в основе всё равно остаётся минеральное масло.У полусинтетических добавка ещё меньше — так что эти названия получаются довольно условными. Ведущим мировым производителем, кто делает 100% синтетическую основу, нужно назвать компанию Motul. Масла линеек Tekma Ultima и
Tekma Optima не имеют в своём составе минерального компонента.

Но и «синтетика» как таковая без присадок будет работать
далеко не идеальным образом. В маслах для двигателя обязательно должны присутствовать присадки, нейтрализующие серную кислоту, которая образуется после сгорания топлива, содержащего в себе серу, разъедающую детали двигателя,
подверженные кислотной коррозии, и снижающую все остальные характеристики масла. В маслах для грузового транспорта и LCV содержание такой присадки более высокое, чем у «легковых» масел, поскольку топливо может быть порой просто отвратительного качества по показателю содержания серы. А на заправке этот показатель ведь никак не отследишь…

Присадки, обеспечивающие моющие свойства масел, — вещь
крайне необходимая, поскольку нужно устранять твёрдые продукты сгорания из цилиндров, не допуская «лакирования» стенок цилиндров и коксования колец поршней. Также это является защитой и для всех узких смазочных каналов,
например, распредвалов. Вся смытая грязь тем не менее может пойти из картера через масляный фильтр, и насос в итоге забьёт их, если в масле не будет присадки, нейтрализующей микрочастицы нагара, не допускающей их повторного
оседания на пути маслотока.

Для трансмиссий важно наличие в масле противовспенивающей
присадки, особенно для механических КПП. Когда зубцы шестерёнок окунаются в масло, находящееся в картере, они должны унести на себе некоторое количество смазки, но когда масло начинает пениться, то объём «зацепленного» шестерёнкам
масла снижается в разы, и шестерёнки работают практически «насухую», а к чему это может привести, вы сами понимаете.

Учитывая вышесказанное, выходит так, что «продвинутые» масла
являются не просто «дорогими» смазочными материалами, а позволяют действительно защитить двигатель и трансмиссию, уменьшая шанс поломки и увеличивая реальный пробег агрегатов. Любая поломка силового агрегата — это простой и
недополученные прибыли, не говоря уже о потере денег на запчасти и ремонт. А в условиях наших дорог, в первую очередь наличия большого количества спусков и подъёмов, когда движку и трансмиссии приходится работать на пределе, в отличие
от ровных германских автобанов и американских хайвеев, создать агрегатам максимально «комфортные» условия работы — просто насущная необходимость.

Высококачественные современные масла пугают своей
стоимостью, особенно частных владельцев грузовиков. Но тут нужно понять что важнее: ресурс агрегатов или экономия на смазочных материалах. Тем более что синтетические масла большинства производителей требуют не столь частой замены,
как минеральные и полусинтетика, а если говорить о 100-процентной синтетике, так смена требуется ещё реже, за счёт того, что в отлаженном двигателе она гораздо меньше подвержена угару и сохраняет свои свойства при существенно
большем пробеге чем на «минералке».

Основы для полностью синтетических масел производятся по
двум технологиям: полиальфаолефины (ПАО) и эстеры. Последние обеспечивают максимальную защиту, но являются довольно дорогим удовольствием. Поэтому для грузового транспорта синтетические масла делаются на основе ПАО. Масла на полиальфаолефинах также обеспечивают высокую степень защиты пар трения, в том числе и при ударных нагрузках, максимально долго сохраняют свои свойства, но стоят дешевле. Поэтому среди 100% синтетических масел на основе ПАО крупные перевозчики выбирают масла из линейки Motul Tekma, хорошо зарекомендовавшие себя в эксплуатации.

Подводя итог, скажем, что по опыту европейских перевозчиков
высококачественные масла обеспечивают межсменный интервал 80–90 тыс. км пробега. Опыт российских эксплуатантов говорит о том, что межсменный интервал получается чуть ниже (в связи со специфическими российскими условиями), но защищённость агрегатов остаётся на высоком уровне, и разница в стоимости
дешёвого и высококачественного масла не просто нивелируется, а выходит на уровень окупаемости. Поэтому, затратив один раз сумму на закупку хорошего масла, можно на протяжении длительного срока ездить без дополнительных вложений
в запчасти. Качественные, конечно же. Так что экономия на масле вполне возможна, но отнюдь не на дешёвых образцах.

Источник