В 1949 году конструктор Борис Шапошников был переведен в Минск. До этого он трудился и на ЗИСе, и в г. Ульяновске. Специалист быстро освоился на новом месте. Ему удалось спроектировать и запустить в серию первый в Советском Союзе самосвал МАЗ-525 для карьерных работ. В 1954 году Шапошникова назначили главным в конструкторском бюро, занимающемся созданием авто двойного назначения. Вот лишь несколько моделей тяжеловозов белорусской сборки.
МАЗ-525ХТТУ
Практически сразу же после запуска гигантского на тот момент «МАЗа-525» (он имел дизельный мотор на 300 л.с, перевозил 25 т груза) конструкторы из Минска приступили к разработке его модификации. Пожалуй, самая необычная – это МАЗ-525ХТТУ. Ее с натяжкой можно назвать грузовым троллейбусом. Над этим транспортом в 1954 году работали представители ряда организаций, в том числе горного института, трамвайно-троллейбусного управления г. Харькова. Машина-гигант передвигалась за счет «рогов», которые скользили по проводам, как и привычные для середины прошлого столетия пассажирские троллейбусы.
МАЗ-525ХТТУ оснащали электродвижками в количестве 2 штук. Их общая мощность – 234 «лошадки». При производстве электросамосвала использовали неординарные для того периода решения. Речь идет о ГУРе и приводе опрокидывания кузова. Безусловно, использование троллейвоза было бы более выгодным, чем дизельной версии. Но сама конструкция получалась более сложной и дорогостоящей. В первую очередь потому, что требовалось прокладывание контактной сети в тех местах, где ее никогда не было.
Чугун на колесах
Многие считают, что главное в аэродромном тягаче – это скорость и мощностные показатели. Но это не так. Масса – вот что имеет значение. По сути, такая машина является огромным балластом с движком и на колесах. Его предназначение – буксировка тяжелых самолетов.
Полноприводные 2-осные БелАЗ-6411 начали выпускать в 1971 г. Этот тягач мог тащить лайнеры, вес которых не превышал 100 т. В 1974-м была представлена обновленная модель – БелАЗ-7421.
МАЗ-532
С середины 1950-х автозавод в г. Минске выпускал немало прототипов. Выполнялись и заказы для армии, получавшей все больше ракет.
МАЗ-532 – это 2-осный прототип. Он был необычным, очень коротким (размер базы – 3400 мм). Изначально его собирались использовать как тягач и лесовоз. Машина могла перевозить 12 т. Она ездила на 7-литровом ярославском моторе, выдававшем 165 л.с. КПП на модели была механической 5-ступенчатой. А еще имела понижающая передача. Серийной модель не стала. Но в дальнейшем выступила в качестве базы для МАЗ-538, выпускавшегося в Кургане.