В былые годы на строительную выставку СТТ привозили самую разнообразную «спецуху» — от карьерных самосвалов до многоосных тяжелых кранов. Увы, в этом году в плане разнообразия смотр сильно ужался, что понятно. Удивительно только, что отечественные марки не воспользовались случаем показать себя. Впрочем, во многом это объясняется тем, что решение об участии принималось сильно заранее — до начала нынешних мировых событий. Тем не менее пара российских огромных грузовых внедорожников на выставке стояла — и мимо них никто не проходил равнодушно.
Оба аппарата связывает одно общее конструктивное решение — они имеют шарнирно-сочлененную схему. Она усложняет и удорожает конструкцию и потому используется только для работы на жестком бездорожье.
Капотный желтый «бегемот», Тонар Т-35, уже показывали здесь же в прошлом году. Тот (первый опытный) образец успешно проходит испытания во Владимирской области, а представленный ныне экземпляр — это уже заказанный товарный образец.
В свое время появление 35-тонного сочлененника вызвало определенный скепсис: уж больно высока конкуренция в этом сегменте. Однако теперь ситуация полностью изменилась: импортные марки ушли, а ежегодный спрос в несколько сотен таких машин остался. Вдобавок тонаровцы известны приверженностью к простым решениям и нелюбовью к импортным деталям, что сейчас очень кстати.
Свои узлы Тонар помечает товарным знаком, как это делают крупные производители
Обе полурамы, механизм сочленения, подвеску, кузов, кабину, раздатку, мосты — все это изготавливает Тонар. Конечно, с помощью поставщиков — наших и китайских. Единственные крупные импортные детали — это дизель Cummins ISZ13 и гидроавтоматическая коробка Allison 4500. Но ведь эти агрегаты как раз основные — и что с этим делать теперь?
Сборка старательная, но грубоватая. А «потеющая» прокладка заботливо проложена тряпочкой
По двигателю вопрос уже решен: еще при проектировании в конструкцию заложили возможность использовать 420-сильный ЯМЗ-6585. С коробкой пока не определились: подходящих аналогов попросту не существует. В кулуарах, правда, обсуждается идея создания собственного гидроавтомата. Теоретически, это, конечно, возможно, но только в партнерстве, потребует много времени, и будет ли экономически оправданно? Вопросов пока больше, чем ответов…
Похожая ситуация сейчас и у создателей другого шарнирника, двухосного Ямала В4520. Этот двадцатитонный самосвал — очередной, уже восьмой экземпляр петербургской компании Ямалспецмаш. У него тоже многие узлы собственной разработки: рама, раздатка и мосты с огромным передаточным отношением 20,2. Грузоподъемность тут меньше, чем у Т-35, и двигатель Cummins другой — ISBE объемом 6,7 литра и мощностью 300 л.с.
Самосвал Ямал похож на КАМАЗ на стероидах — кузов и кабина от него. Укороченные мосты в основе — от Кировца, огромные китайские баллоны Hilo имеют размер 750/65R25
а дизель создатели не переживают: говорят, что подойдет и камазовский, похожей мощности. И по коробке передач (пока тоже гидроавтомат Allison 3500) идут переговоры «с одной дружественной компанией». Имеется в виду, похоже, белорусский МЗКТ — он единственный производит тяжелые гидроавтоматы для военных машин.
В целом выставка показала, что позиция производителей остается неопределенной. Но создателям малосерийной специальной техники все же легче: и штучные агрегаты найти легче, и платежеспособность клиентов повыше. Но что изменится в ближайшем будущем, по-прежнему неясно.