По завершении Великой Отечественной наши автопроизводители выпускали лишь две легковушки – 400-ю модель «Москвича» и Победу» (она же – ГАЗ-М20). Обе реализовывались за рубежом. Насколько удачно все получилось? Стоит подробно в этом разобраться.
Первой была «Победа»
Первой страной, в которую начали поставлять продукцию отечественного автопрома, стала Финляндия. Произошло это в 1948 г. Поставки организовывали сотрудники фирмы Konela. Тогда еще не было официальных дилеров, занимающихся продажей иномарок. Далеко не все жители Финляндии располагали средствами, позволяющими им перегнать авто из той же Германии. Большинство граждан приобретало подержанные машины или доступные по цене экземпляры из соцстран, из Советского Союза в том числе.
Наши авто поставлялись не только в Финляндию, но также в Швецию и некоторые государства Скандинавии. К примеру, «Победы» использовались в качестве таксомоторов. В 1952 году «Победа» стала участницей теста, организованного британским изданием The Motor. Динамика машины показалась англичанам слабой, а тормоза тяжелыми. Зато их приятно удивили качество салонной отделки, управляемость и подвеска.
«Москвич»
В соцстраны и Финляндию эскортирование «Москвичей» началось с 400-й модели. Непонятно как, но одна из машин в 1951 году оказалась у британцев их уже упомянутого издания The Motor. «Москвич» прозвали «советским Опелем». Эксперты опробовали авто и как водители, и как пассажиры. И уверенно заявили, что к этой легковушке уж точно не стоит относиться с пренебрежением. Специалисты остались довольны качеством отделки и тихим движком. Тормоза же вызвали нарекания. А рулевое управление они посчитали недостаточно информативным.
402-я, 407-я и 403-я модели «Москвичей» тоже отправляли в Скандинавию. Также их могли приобрести жители Голландии и Бельгии. Был период, когда на экспорт уходило почти 65% выпущенных машин.
Поставки этих моделей в Великобританию не осуществлялись. Однако в 1957 году один из норвежских моряков, ставший владельцем «Москвича-402», отправился в гости к другу в Англию. Там авто заинтересовались эксперты из Autocar. После ознакомления с ним они назвали его простым, послушным в управлении, имеющим отличное сцепление и надежные синхронизаторы. Им понравился свет. Если говорить об отделке и динамике, то они показались британцам на среднем уровне.