О белорусских сочлененных электробусах, которые бороздят просторы Минска, мы подробно
рассказывали. Почти три года назад завод Белкоммунмаш стал первым предприятием на территории СНГ, запустившим в серийное производство подобный вид транспорта. Теперь же в компании представили электробус нового поколения — под индексом Е321.
Кроме фейслифтинга модель получила увеличенную площадь остекления
Электробус модели E321 — это первый образец в новом дизайне
Первые прототипы нового электробуса строились в кузовах троллейбусов Сябар («друг»). Но после ряда испытаний на серийной машине кузов был изрядно доработан, а по сути, сделан заново. С «рогатым» собратом новинку роднят лишь общие обводы.
Задняя стенка «глухая», из матового стекла
Благодаря перепланировке салона в электробусе десять «социальных» мест
Габаритная длина увеличилась на 675 мм, стал больше передний свес, вторая служебная дверь переехала ближе к первой оси, окна получили унифицированный размер, а подоконная линия опустилась до самых колесных арок.
Аварийный выход в полу — интересное решение, опробованное еще на троллейбусах
Яркие рисунки на полу обозначают места для социальной категории граждан
Салон также был перекомпонован под новые габариты. Расположившееся в заднем свесе электрооборудование съело объем салона, из-за чего общая пассажировместимость снизилась до 88 человек. Однако количество сидений, наоборот, возросло до 30. Увеличилась и площадь низкого пола в целом.
Коснулись изменения и интерьера кабины: появилась новая приборная панель, добавились ниши для мелочей, под потолком установлен экран, на который выводится информация с камер наблюдения.
Под потолком стандартный набор блоков управления различными системами
Интерьер кабины прост, но функционален
Панель приборов в электробусе электронная
Новый электробус был представлен в варианте с суперконденсатором и пантографом ультрабыстрой зарядки — прямо как собратья на улицах Минска. Емкость накопителя — 34 кВт•ч при массе 1360 кг. Ключевые параметры стандартные: запас хода — 20 км, время зарядки с 30% до 100% — восемь минут.
Впрочем, по желанию заказчика возможна установка и литий-ионной батареи с емкостью накопителя 167 кВт•ч. В таком случае заявленный запас хода составит 160 км, а время зарядки с 30% до 100% — не более трех часов.
Новомодная точечная оптика и диодные повторители поворотов
Восемь камер наблюдения — пять снаружи и три внутри — позволяют полностью контролировать обстановку
Зеркало заднего вида установлено на нижнем креплении — непривычное решение для нашего автопрома
Пока в производство запущена лишь одна модификация нового электробуса — 12-метровая. Однако в случае поступления заказов на предприятии полностью готова документация еще на два варианта: 9,5-метровый E390 и 18,75-метровый E333.
Кроме того, завод по-прежнему выпускает электробусы семейства Vitovt: модели длиной 12,2 и 18,75 м производятся серийно, а до конца года должна завершиться и сборка первого образца их 9,5-метрового аналога.
Электробусы-прототипы из первой партии выглядели так
При этом со своими электробусами белорусы смотрят на Запад. Белкоммунмаш уже поставил один свой электробус на опытную эксплуатацию за границу — в Англию. Праворульный аппарат будет на протяжении трех месяцев работать на маршрутах Ноттингема, а после этого переедет для аналогичного теста в Манчестер.
А вот поделенный между ГАЗом и КАМАЗом московский рынок белорусы, по нашей информации, перестали рассматривать в качестве приоритетного. Впрочем, от участия в будущих российских «электрических» тендерах отказываться не планируют.