В современном мире большое внимание уделяют созданию экологически чистым электромобилям. Но появилась эта тенденция значительно раньше – первые эксперименты по созданию нового вида транспорта проводились еще во второй половите двадцатого века. Над созданием электромобилей активно трудились не только в странах Запада, но и Советском Союзе. Более того, отечественным конструкторам удалось создать достаточно удачный и доступный электромобиль.
Во времена СССР инженеры предприняли несколько попыток по созданию собственного электромобиля. Аналогичные эксперименты в разные периоды проводились во многих странах мира. Советские умельцы не желали отставать от иностранных коллег и активно работали. В результате в СССР было создано несколько экспериментальных моделей электромобиля, но самой успешной и запоминающейся попыткой стал эксперимент с ВАЗ-2801.
В 1975 году на базе популярного в стране легкового автомобиля «Жигули» ВАЗ-2101 было разработано два весьма успешных проекта – машины, приводимые в движение электродвигателями. Одна из новинок получила название «ВАЗ-2801». Сразу после выпуска инженеры приступили к многочисленным испытаниям, завершились которые только в 1981 году. Создатели проекта столкнулись с большим количеством трудностей, но несмотря на это была выпущена пробная партия автомобилей, состоящая из 47 экземпляров.
Электромобилям предстояло пройти последнее практическое испытание в разных уголках страны: Москве, Тольятти, на важных государственных предприятиях, часть которых расположена на территории Украины. Основным назначением автомобиля являлась перевозка небольших грузов, например, горячих обедов на территории фабрик.
Электромобиль представлял собой небольшой фургон, способный вместить двух пассажиров. Стеклянные окна были заменены более легкой гофрированной пленкой. Не было и задних боковых дверей. Переднюю правую дверь заменял технический люк, открывавший доступ к аккумуляторам авто.
В движение экспериментальный автомобиль приводился мотором, мощность которого составляла 25 кВт. За питание отвечали несколько никель-цинковых аккумуляторов, общая емкость которых была равна 125 Ач, а вес превышал 380 кг. Из-за большого веса конструкторы были вынуждены поставить батареи на специальную раму из алюминия. При средней скорости в 40 км/ч автомобиль мог проехать до 110 км без подзарядки.
Спустя несколько лет проект был закрыт из-за ряда существенных недостатков. В частности, слишком большого веса электрокара и малого запаса хода. Но самым значительным недостатком стали большие затраты на производство. Кроме того, на территории страны не было достаточного количества зарядных станций для электромобилей.