Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Белорусские пожарные машины на выставке на ВДНХ

Петр Грибачев.

Безусловно, главные шоу-стопперы проходящей в Москве российско-белорусской выставки — это БелАЗы, про которые мы уже рассказывали отдельно. Но привлекала внимание публики и яркая пожарная техника белорусской компании Пожснаб. С этими машинами я тоже решил познакомиться поближе.

Пожснаб строит технику и на шасси КАМАЗа. К примеру, этот полноприводный автомобиль оснащен 300-сильным двигателем Cummins

Фирма из города Борисова занимается постройкой пожарной техники с 2002 года — и сейчас в гамме уже больше сотни различных модификаций. На выставке показали две машины — на шасси МАЗа и КАМАЗа.

Под обтекателями — стеклопластиковая емкость объемом 3200 литров, а также 192-литровый бак для пенообразователя

Одно из ноу-хау белорусов — цистерны из особо прочного волокнистого стеклопластика. По образцу такого материала при мне изо всех сил колотили ломом — хоть бы хны! Его применением кардинально решили проблему с коррозией резервуаров — и увеличили надежность: только гарантия на цистерну составляет десять лет, а реальный прогнозируемый срок работы — больше 30 лет.Дизайн корпуса также разрабатывает ПожснабДизайн корпуса также разрабатывает ПожснабДизайн корпуса также разрабатывает Пожснаб

Собственно, из такого же стеклопластика выполнен и отсек для пожарного расчета. Стандартная кабина грузовика стыкуется с ним — и объединяется в единое целое. Это значит, что для обслуживания двигателя поднимается весь модуль — для этого используются особые, более грузоподъемные гидроцилиндры. Пожарные машины проходили испытания на безопасность — и выяснилось, что закабинник даже прочнее самой кабины.На панели — блок включения световой сигнализацииНа панели — блок включения световой сигнализацииКабина и модуль сзади соединены большим проемомКабина и модуль сзади соединены большим проемом

Кстати, сами модули — стандартные. Их можно пристыковать, по сути, к любой кабине. Внутри — четыре посадочных места со специальными отсеками для кислородных баллонов в спинках. Конечно, о кожаной отделке и мягких подушечках речи не идет — но сидеть тут вполне удобно, дверь открывается на большой угол, а сам проход широкий. Интересно также, что даже лестницы, которые ведут в модуль, покрыты специальным шершавым материалом. Мне на полном серьезе разрешили попытаться поцарапать его ключом — я старался изо всех сил, но на ступеньках даже следа не осталось.Чтобы достать рукав нужно буквально несколько секундЧтобы достать рукав нужно буквально несколько секундРольставни отсеков открываются быстро, снизу откидываются подножкиРольставни отсеков открываются быстро, снизу откидываются подножки

Тем же материалом покрыт и весь корпус трехосного МАЗа. Эта машина предназначена для работы с лесными пожарами — и специальное покрытие защищает от контакта с крупными ветками. Шасси МАЗа в данной конфигурации разработано специально по техзаданию Пожснаба. Передний мост у этой машины подключаемый — по схеме part-time. Благодаря этому автомобиль лучше себя ведет на асфальте, но при этом хорошо работает и вне его.

На шасси этого полноприводного МАЗа с 393-сильным двигателем Weichai установлена цистерна объемом 8000 литров и 420-литровый бак для пены

Кстати, агрегаты МАЗа уже традиционно антисанкционные — белорусско-китайский десятилитровый Weichai и механическая коробка Fast Gear. Да и большую часть надстройки белорусы делают без привлечения импортных комплектующих. К примеру, главный насос — российской фирмы Пожтехника, гидроцилиндры кабины — белорусского производства. Из иностранного — шины Continental, да оснастка — те же ломы, топоры или, например, пожарные рукава. Заменить все это «своим» — никаких проблем.Чтобы повредить покрытие этих ступенек, нужно постараться очень сильноЧтобы повредить покрытие этих ступенек, нужно постараться очень сильноИнтерьер МАЗа — из серой пластмассыИнтерьер МАЗа — из серой пластмассы

Хотя Пожснаб — один из основных поставщиков подобной техники внутри страны, в компании больше ориентируются на экспорт. Так, за последние несколько лет география поставок белорусских пожарок сильно расширилась. Партии пожснабовских машин были отправлены в страны Африки, Монголию и Казахстан, поставлялись машины и в Польшу. Годовой выпуск подобной техники сейчас порядка 250 машин. И в компании нацеливаются в том числе и на наш рынок — ведь не так давно белорусским фирмам разрешили участвовать в российских тендерах.В одном из отсеков — грубый инструментВ одном из отсеков — грубый инструментВ задней части — насос фирмы ПожтехникаВ задней части — насос фирмы Пожтехника

Впрочем, при всей своей технологичности техника Пожснаба недешевая. К примеру, если до конца февраля среднестатистическая российская пожарная машина на отечественном шасси с «железными» кабиной и цистерной стоила около 8—9 млн рублей, то аналогичная по характеристикам белорусская пожарка обошлась бы уже в 11—12 млн. Сейчас, конечно, цены увеличились, но пропорция должна сохраниться. 

Источник