Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Автобус Ikarus 55

Прежде чем начать рассказ о нашей находке, совершим небольшое путешествие в прошлое — перенесёмся в 1953 год, в Будапешт, на восточную сторону Дуная, называемую Пештом. Здесь, в корпусах бывшей каретной мастерской братьев Ури, набирает обороты после национализации и объединения с “Акционерным обществом Икарус по производству автомобилей и самолётов” новый завод “Икарус”. Кстати, по венгерски Ikarus произносится как “икаруш”.

Логотип Ikarus — крылья Икара

С конца 1920-х до начала войны в 1939 году предприятие уже успело выпустить чуть более 1000 автобусов (для сравнения — завод имени Сталина в Москве (впоследствии — ЗиЛ) изготовил всего за три предвоенных года 3250 экземпляров автобусов ЗиС-16). После войны определился вектор развития предприятия — производство городских, междугородных и специальных автобусов собственной конструкции. Первым послевоенным проектом стала разработка междугороднего лайнера повышенной комфортности для перевозки пассажиров на дальние расстояния.

Автобус, получивший наименование Ikarus 55, был впервые представлен публике в 1953 году. Можете себе представить, какое впечатление производил этот исполин на современников? Настоящая космическая ракета на колёсах! Стремительный силуэт, отсутствие фар головного света в привычном месте над бампером, “плавники” габаритных огней на крыше, сдвинутый максимально назад моторный отсек — всё в этой машине говорило о её внеземном происхождении.

Ikarus 55 первых выпусков
Корма Ikarus 55 ранних лет выпуска
Статья о новом автобусе в венгерском журнале

В таком виде машины производились с 1954 по 1958 годы. Поставлялись они и в СССР:

Партия новых автобусов Ikarus 55 прибывает в Киев
Потрёпанный жизнью Ikarus 55 первых выпусков в Горьком

С технической точки зрения всё было проще. Единственным двигателем, который мог обеспечить махине весом почти 13 тонн крейсерскую скорость для междугородних перевозок, был 4-тактный шестицилиндровый дизель Csepel D614 объёмом 8,3 литра мощностью 145 л.с. Он агрегатировался с 5-ступенчатой механической коробкой передач.

Силовая установка располагалась глубоко в корме автобуса, что позволило организовать удобный доступ к двигателю через распашные ворота
Рабочее место водителя. Характерные вытяжные монетки включения освещения, вентиляции и прочих устройств сохранились до самых последних лет выпуска модели.

Существовало не менее 10 модификаций 55-го. Они различались расположением дверей (на машинах первых лет выпуска — единственная распашная дверь по центру, впоследствии производились модификации с единственной дверью спереди, либо спереди и сзади), планировка и отделка салона (были варианты салона с двухместными диванами и столиками между ними, на которых трогательно располагались светильники, а также модификации с раздельными креслами повышенной комфортности), с маршрутоуказателем или прожектором над ветровым стеклом.

В Советский Союз поставлялась модификация Lux, оснащённая двигателем повышенной мощности (170 л.с.), дополнительным местом для багажа возле задней стенки салона, а также тем самым “третьим глазом” — прожектором на крыше.

Ikarus 55 модификации Lux
В салоне Ikarus 55, следующего по маршруту Ярославль-Рыбинск. Обратите внимание на внутрисалонные стрелочные часы, находившиеся над средней стойкой ветрового стекла

Постепенно, поддаваясь тенденции устранения излишеств, Ikarus 55 обретал более традиционные черты. Фары “переехали” на традиционное место над бампером, богатое верхнее оперение уступило место скромным габаритным огням, исчезли сферические окна в крыше, уменьшилось количество хрома во внешней декоративной отделке. Последние образцы Ikarus 55, выходившие с конвейера в начале 1970-х, внешне сильно отличались от первых машин этой модели.

Ikarus 55 последних лет выпуска

Однако это не мешало “ракетам” по-прежнему эффектно смотреться на фоне прочих автобусов.

Ikarus 31, Ikarus 55 и много девушек хороших
На автобусной станции в Венгрии в 1970-е в окружении более простых Икарусов
Икарусы в такой шикарной раскраске обслуживали пассажиров венгерской национальной авиакомпании Malev.

За 19 лет производства, с 1953 по 1972 год, завод в Будапеште произвёл около 9000 лайнеров Ikarus 55, из них около 3000 машин ушли на экспорт в Советский Союз.

До сегодняшнего дня в мире сохранилось не более 20 экземпляров Ikarus 55 различных модификаций. Наибольшее количество машин восстановлено на родине, в Венгрии. Несколько отреставрированных экземпляров находятся в Германии и Эстонии (эстонцы, надо сказать, большие специалисты в этом вопросе, накопившие немалый опыт реставрации), пара машин находится на Украине.

На слёте владельцев Ikarus 55 из Венгрии и Германии, 2001 год.

В России до недавнего момента было известно о двух сохранившихся экземплярах Ikarus 55. Один из них принадлежит Мосгортрансу и находится в Москве в 15-м автобусном парке, второй — в Санкт-Петербурге, в музейной коллекции СПб ГУП “Пассажиравтотранс” (летопись его реставрации мы ведём в бортжурнале “Сигара”).

Московский Ikarus 55, фото с парада 2014 года
Сигара из Санкт-Петербурга. Фото с парада 2006 года, газета Авторевю

В конце октября был спасён третий экземпляр Ikarus 55 Lux, находившийся в Подмосковье. Машина получила имя Ту-55, поскольку всю жизнь работала, а потом стояла в забвении на авиапредприятии “Туполев”. Подписывайтесь на наши обновления!

Разгрузка Ikarus 55 Lux

Mission News Theme от Compete Themes.