А. Ерохин.
В конце апреля на автополигоне в Дмитрове появились два автобуса Павловского завода: ПАЗ-4230 «Аврора» и ПАЗ-32053. Учитывая интерес читателей, мы заручились согласием компании «Русские автобусы» и взяли эти машины для редакционных тестов. Поскольку пришлось вписываться в программу заводских испытаний, тестирование автобусов удалось провести только с полной нагрузкой.
Итак, начнем по порядку. Экстерьер ПАЗ-4230 «Аврора» по сравнению с прежней моделью ПАЗ-32053 выглядит более привлекательно, но по поводу некоторых вещей, показавшихся не совсем удачными, скажем несколько слов. Как известно, павловские автобусы традиционно работают не только на дорогах с твердым покрытием, но и там, где кончается асфальт. В последнее время в некоторых городах они нашли широкое применение в качестве маршрутного такси. Наличие больших свесов у «Авроры» сильно ограничивает сферу ее применения, и рассматривать эту машину в качестве преемницы старого доброго ПАЗика нельзя. Для движения по грунтовым дорогам она явно не так хорошо приспособлена, как ПАЗ-32053.
Салон «Авроры» рассчитан на 31 посадочное место. Кресла для пассажиров имеют тканевую обивку с приятным рисунком. При расположении дверей спереди и сзади в салоне получился очень длинный проход. Хорошо, что он не такой узкий, как у некоторых других пригородных автобусов. Нам кажется, что оптимальное место для задней двери – ближе к задней трети салона, как у большинства немецких автобусов, хотя при такой базе и свесах она окажется почти в середине салона.
Салон старого ПАЗика короче, чем у «Авроры» и оборудован одной основной дверью. Вторая, задняя дверь является запасным выходом. Из-за меньшей длины пассажировместимость ПАЗика несколько меньше.
Снаряженная масса, кг | 6 400 |
Полная масса, кг | 10 500 |
Емкость топливного бака, л | 105 |
Двигатель | ММЗ-245.9 |
Номинальная мощность, кВт (л.с.) при мин–1 | 100 (136) при 2 400 |
Максимальный крутящий момент, Нм при мин–1 | 460 при 1 300–1 400 |
Система наддува | Турбокомпрессор ТКР-9 |
Коробка передач | Механическая 5-ступенчатая |
Размер шины, дюймы | 8,25R20 |
Шины | КИ-111 |
Снаряженная масса, кг | 5 170 |
Полная масса, кг | 8 155 |
Колесная формула | 4х2 |
Двигатель | Карбюраторный |
Модель двигателя | ЗМЗ-523400 |
Карбюратор | К-135 МУ |
Система зажигания | Бесконтактная |
Топливо | Бензин АИ-76 |
Максимальная мощность, кВт | 96 при 3 200 мин–1 |
Максимальный крутящий момент, Н·м | 314 при 2 200 мин–1 |
Тип и модель коробки передач | Механическая ГАЗ-3307 |
Передаточное число:
|
1,00 5,86 |
Сиденье водителя в обеих машинах с помощью имеющегося набора регулировок позволяет расположиться на рабочем месте достаточно удобно. Наличие подрессоривания кресла делает посадку более комфортной. Конечно, современное сиденье на пневмоподвеске и с более полным набором регулировок было бы комфортабельнее, но все это сказывается, к сожалению, на цене. Для удобной посадки хотелось бы иметь и регулируемую рулевую колонку.
Контрольные лампы на панели приборов расположены в зоне видимости и не перекрываются рулем. Но при ярком освещении панели, например, в солнечный день, горящую контрольную лампу заметить весьма трудно. То же самое можно сказать и о МАЗ-32053. Кстати, это болезнь многих отечественных автомобилей.
Пользование педалями не вызывает затруднений на обеих машинах.
Привод переключения передач на «Авроре» выполнен далеко не лучшим образом. При пользовании рычагом у нас возникали проблемы с выбором передач. На «32053» проблем с выбором и переключением передач тоже хватает, при этом вызывают удивление очень короткие ходы переключения. Догадаться о включении передачи можно на уровне скачкообразного изменения усилия на рычаге КП.
К сожалению, сказать что-либо об отоплении салона, а тест проводился в хороший весенний денек, на улице было +15 градусов, мы ничего не можем.
Максимальной скорости в 88,4 км/ч – эту величину мы получили при замерах, тестируя «Аврору», вполне достаточно для автобуса пригородного сообщения на российских дорогах, хотя заявленная максимальная скорость выше. Динамика разгона с полной нагрузкой находится на приемлемом уровне. На ровных покрытиях претензий к 5-ступенчатой коробке передач у нас не появилось, а вот при движении по дорогам с небольшими подъемами очень хотелось иметь под рукой «половинки» передач. Возможно, это связано с тем, что не хочется лишний раз пользоваться таким непослушным рычагом с тросовым приводом управления коробкой.
Подбор передаточных чисел трансмиссии «Авроры» более характерен для пригородного автобуса, на ПАЗ-32053 он, пожалуй, аналогичен.
В комбинации приборов «053-го» ПАЗика нас приятно удивило наличие тахометра. Насколько нам известно, на машинах, где применяются двигатели ЗМЗ-523400 (ЗМЗ-53 прежнее название мотора), тахометров никто не ставил.
Топливная экономичность автобуса ПАЗ-32053 существенно хуже. На эту тему можно ничего не говорить, поскольку карбюраторный двигатель на такой машине уже давно никто (кроме павловчан, естественно) не ставит.
Расход топлива, л/100 км, при скорости, км/ч: | |
40 | 12,7 |
60 | 15,9 |
80 | 21,4 |
максимальной | 21,4 |
в режиме ИГД (средняя скорость, км/ч) | 23,7 (40,6) |
в магистральном цикле (средняя скорость, км/ч) | 19,3 (60,6) |
Максимальная скорость, км/ч | 88,4 |
Время разгона с места, с: | |
до 60 км/ч | 32,5 |
до 80 км/ч | 63,5 |
Время разгона на пути 1 000 м с места, с | 65,4 |
Выбег с 50 км/ч, м | 735 |
Расход топлива, л/100 км, при скорости, км/ч: | |
40 | 17,8 |
50 | 18,9 |
60 | 20,9 |
70 | 22,5 |
80 | 27,2 |
максимальной | 33,4 |
в режиме ИГД (средняя скорость, км/ч) | 33,0 (38,7) |
Максимальная скорость, км/ч | 89,6 |
Время разгона до 60 км/ч с места, с | 34,2 |
Время разгона с места, с: | |
на пути 400 м | 35,3 |
на пути 1 000 м | 66,3 |
Выбег с 50 км/ч, м | 628 |
ПАЗ-4320 «Аврора» | ПАЗ-32053 | |
---|---|---|
Температура, °С | +15 | +13 |
Скорость ветра, м/с | 1–3 | 1–3 |
Давление, гПа | 996 | 988 |
Относительная влажность, % | 61 | 77 |
Плотность воздуха, кг/м3 | 1,21 | 1,21 |
Отклонение плотности от стандартной, % | 1,51 | 1,52 |
Если сравнивать расходы топлива автобусов, то, несмотря на большую массу (почти на 2 350 кг) и почти одинаковую максимальную скорость (разница в скорости 1,2 км/ч), у «Авроры» он на 8,7 л/100 км меньше, чем у ПАЗ-32053. Это 26%. Солидное преимущество, не правда ли? С точки зрения динамики «Аврора» также несколько лучше ПАЗ-32053. В самом деле, средняя скорость на стандартном маршруте имитации городского движения у нее почти на 2 км/ч выше.
Подводя итоги, можно сказать следующее: новая модель лучше прежней и существенно экономичней в эксплуатации. В целом, учитывая большой дефицит автобусов, машины нам понравились, и мы уверены, что они обязательно найдут, точнее, уже нашли свое место на рынке.