Похоже, власти Санкт-Петербурга нашли достойную альтернативу неудавшемуся электробусному проекту: город начинает массово закупать автобусы на сжиженном природном газе! Это так называемый LNG или CПГ, охлажденный при производстве до минус 162 градусов. Он очень перспективен: в бак его помещается много, выхлоп «на газу» чистый, а в случае разгерметизации сжиженный метан, который хранится под низким давлением, просто выливается, охлаждая все вокруг, — и испаряется в атмосферу, не взрываясь и не воспламеняясь.
Я только что знакомился с таким ЛиАЗом для Челябинска, но челябинцы закупили всего семь машин в придачу к 33 аналогичным «газоМАЗам», которые уже работают там.
А вот Питер играет по-крупному: АО «Третий парк» решило приобрести сразу 250 экземпляров. Сейчас в «Третьем парке» насчитывается около 1200 автобусов, включая маршрутные и туристические, а его сеть охватывает почти весь город и некоторые районы области.
По технике петербургские «криобусы» не будут отличаться от челябинских: газовый двигатель ЯМЗ-536, коробка-«автомат» Voith и китайский криогенный бак CIMC, запаса которого должно хватить на 300 км пути с лишним. В салоне, рассчитанном на 111 пассажиров, — климат-контроль, видеокамеры, USB-зарядки, электронные табло и, конечно, место для инвалидной коляски с аппарелью.
Понятно, что приобретение затратное: один экземпляр изначально стоит 13,7 млн рублей. Но, во-первых, государство предоставляет впечатляющие субсидии, 2,8 млн рублей на каждый автобус LNG, а во-вторых, сделку профинансировала ГТЛК, Государственная транспортная лизинговая компания.
И вот еще что интересно: точно так же, как в случае с московскими электробусами, Группа ГАЗ обеспечивает автобусы сервисным контрактом жизненного цикла. То есть в парках будут круглосуточно дежурить газовские специалисты, а при малейших неполадках на маршруте туда выдвинется аварийная бригада. Главное — обеспечить высокий коэффициент выхода на линию!
Логичный вопрос: где будут заправляться автобусы? Сейчас, по нашей информации, крио-АЗС работает только в Шушарах, промышленном пригороде Санкт-Петербурга. Не исключено, что при таком флоте «криобусов» их проще будет заправлять прямо в автоколоннах, при помощи передвижных газозаправщиков, — в любом случае этим вопросом займется компания «РМ КПГ», которая специализируется на станциях для заправки сжатым и сжиженным метаном.
Все машины придут в город до декабря 2021 года — и Санкт-Петербург станет самым крупным обладателем пассажирских машин на сжиженном метане в России.