Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Автомобильные навороты прошлого

Саша Эпштейн.

Сегодня CD-проигрыватель в автомобиле уже атавизм, а ведь до него был даже прогрессивный для своего времени проигрыватель виниловых пластинок. Ключ зажигания теперь не кривая арматурина, как сто лет назад, а крутой гаджет с дисплеем. Электрический стартер теперь ставят даже на газонокосилки. А вот вопрос на засыпку: когда появился первый автомобильный навигатор? Думаете, не раньше, чем был запущен первый спутник, где-нибудь в 1970-х? Логично, но неправильно. В списке оснащения концептуального универсала Ford Aurora 1964 года уже имелась навигация. Правда, карта в ней была бумажная, и если честно, то девайс не работал…

Руками и ногами: как работали автомобильные навороты прошлого

Еще бы, ведь первый GPS-спутник запустили только спустя 14 лет после появления фордовского концепта. Однако, это техническое недоразумение не мешало буйной фантазии инженеров. «Видите красную точку на карте? Это наше местоположение! Погрешность? Да ерунда – пара миль, не больше». Конечно, идея не прижилась: во-первых, система была размером с прикроватную тумбочку, так еще и непонятно, как разработчики предполагали перемещать бумажную карту по окну «дисплея». Полноценная навигационная система на серийном автомобиле появилась лишь в начале 1990-х.

К черту навигацию: сложно и слишком дорого. Давайте о чем-нибудь попроще, например, о поворотниках. Сегодня мигающими желтым цветом лампочками никого не удивишь, но в начале прошлого века все было иначе. Лампочки, конечно, были, но только у стоп-сигналов, на поворотники они перекочевали далеко не сразу. По началу это было забавное устройство под названием семафоры. При его включении из боковины автомобиля выскакивал и тут же прятался обратно посредством электромоторчика рыжий пластиковый флажок, прадедушка современных блинкеров, а делалось это с той же частотой, что сегодня мигают пресловутые лампочки. Более того, на некоторых рынках эта штука была такой же опцией как и дворники.

Кстати, о дворниках. Сегодня щетки стеклоочистителей есть в базовом оснащении самой простецкой тачки. В движение они приводятся электромотором и так называемой трапецией. Вам же не придет в голову, что раньше у дворников было мудреное устройство с какими-то там тросиками, как у спидометра, а скорость их работы напрямую зависела от скорости автомобиля. А ведь когда-то все было именно так. Взять наш Москвич-402: через шестерни с распредвала вращение передавалось в небольшой редуктор, который и заставлял щетки драить ветровик. Ливень? Больше ходу!

Ладно, с дворниками понятно, а как насчет стеклоомывателя? Не менее оригинальная опция и ее устройство. На ВАЗ-2101, например, омыватель имел ручной привод: бачок, трубки, форсунки и заветная резиновая кнопочка. Чем интенсивнее понажимал, тем обильнее смочил лобовое стекло. Надо ли говорить, что пользоваться этим чудом инженерной мысли было как-минимум неудобно? Чуть позже кнопка уступила место педали, но все одно — чертовски неудобно. Хорошо, все это осталось в прошлом.

Там же и пепельница-пылесос от Chevrolet Bel Air образца 1955 года. Покурил, затушил, бросил в пепельницу и тут же включил встроенный пылесос! Оцените полет фантазии: пепельница всегда девственно чиста! Но рынок сказал “нет» всасывающей опции.

Увы, крутой бензиновый калорифер, как на советских ЗАЗах, тоже не прижился. Эта шикарная печка была, пожалуй, единственным стоящим агрегатом, произведенным в Запорожье. Бандура, конечно, занимала целую прорву места, воняла как черт знает что, но грела — мама не горюй! Даже в лютый мороз печка моментально отапливала заиндевевший салон «Запорожца», можно было не ждать прогрева двигателя — она вообще работала автономно от мотора.

Источник