Я ждал автобус на остановке. Привычную «двойку» (маршрут № 2), которая уже несколько десятилетий исправно курсирует от железнодорожной станции в мой микрорайон. И вдруг, что это, не верю своим глазам! Вместо разменявшего третий десяток «немца» или привычного ЛиАЗ-5256 к посадочному перрону подкатил новёхонький ЛиАЗ-5292, гордо сверкая современным электронным маршрутоуказателем. Неужели «низкопольники» добрались и до родного Подмосковья? А ведь всего каких-то шесть лет назад этот маршрут обслуживали знаменитые ликинские «677-е». И тогда мне подумалось вот о чём.
Города наши хоть и стремительно меняются, но всё же медленнее, чем бытовая техника и автомобили. И в антураже привычных улиц незаметно происходит смена автомобильных поколений. Впрочем, нынешнее разнообразие и изобилие на модельном рынке позволяет воссоздать эти перемены на полке коллекционера, что мне и захотелось немедленно исполнить в виде временной экспозиции.
Введение
Плановая экономика советского государства не предполагала конкуренции между производителями серийных автомобилей, а тем более грузовых, и автобусов. Просто заданием сверху поручали конкретным автозаводам производить подвижной состав определённого типоразмера и тоннажа. Со временем сеть производителей расширялась путём передачи той или иной модели с целью высвобождения производственных мощностей или строительством нового предприятия, ведущие кадры которого конечно же подбирались среди уже существующих производственников. И ещё: никогда не брезговали в Союзе и импортными моделями, но это не тема сегодняшнего разговора.
Таким образом, в истории СССР существовало небольшое количество базовых моделей грузовиков и автобусов, развитие которых можно проследить с помощью моей импровизированной тематической выставки. Итак, приглашаю вас проследить развитие четырёх машин: два среднетоннажника и два автобуса на их базе или с использованием их агрегатов. Один побольше, другой поменьше. ЗИЛ (ЗИС) и ГАЗ от предвоенных лет и до наших дней.
Маленькая оговорка. Коллекционеры масштабных моделей, за редким исключением тех, кто не ограничен в материальных средствах, меня поймут. Невозможно собрать абсолютно все исполнения, модификации и надстройки. Выбор версии – ассоциативное предпочтение конкретного человека. Наша задача – проследить в данных инсталляциях развитие четырёх «китов» базовых моделей нашей автомобильной промышленности. Поэтому не судите строго, если на шасси грузовика вы будете видеть не только бортовую платформу, но и фургон, самосвал, коммунальную машину.
От 1930-х до первых послевоенных лет
Основной «костяк» наших грузовиков тех лет – это легендарная полуторка ГАЗ-АА, позднее ГАЗ-ММ, и знаменитый «захар» – ЗИС-5 (хотя, если честно, то это прозвище приживалось со многими марками и моделями грузовиков). Автобусы тех лет ещё не могли существовать без «отеческих» грузовых шасси, и потому не менее известны и любимы. Конечно же это ЗИС-8, который теперь навеки «фердинанд», благодаря одному из лучших фильмов советского кинематографа, и скромный трудяга – ГАЗ-03-30, который, кстати, тоже не раз мелькал на киноэкране и дожил до конца шестидесятых в регулярной эксплуатации!
Эх, 60-е, гордые, пузатые!
Период высочайшего подъёма отечественной автомобилестроительной отрасли. Появляется множество новых марок и моделей как легковых, так и грузовиков, и автобусов. Среди автобусов даже возникает конструкция, опередившая своё время. ЗИС-154 сегодня назвали бы автобусом вагонной компоновки с гибридной силовой установкой. Но, к сожалению, век его был недолог… А внедорожный ЗИЛ-157 вообще актуален и любим в глубинке и сегодня, к слову, конвейер он покинул лишь в 1994-м (речь об Уральском заводе). Зато массово выпускали и благополучно эксплуатировали ЗИЛ-164 и ГАЗ-51. Они массово строят и объекты ПВО, и хрущёвские пятиэтажки. Московскому и горьковскому автогигантам становится тесно, и производство автобусов уходит из Москвы в Ликино-Дулёво, а из Горького в Павлово-на-Оке и Курган.
70-е и до олимпийского мишки
В темноту ночных районов, незашторенных гардин сограждане прибывают на луноходах. Иначе в ту пору, пору романтиков и мечтателей, и быть не могло! Только «луноход» ЛиАЗ-677 через несколько лет станет «скотиной», а один из лучших советских среднетоннажных грузовиков ЗИЛ-130 обвинят в чрезмерном расходе дорожающего бензина. Хотя, несмотря на этот существенный недостаток, это не мешает ему оставаться на плаву и в наши дни, правда, не слишком массово. На снимке вы видите первое поколение ЗИЛ-130, ЛиАЗ-677, а на смену капотным автобусам «651-го» семейства приходит вагонная компоновка.
80-е – стагнация поневоле
В этот период гонка вооружений серьёзно обезоруживает карманы автомобилестроителей. На белоснежных листах ватмана сияют чёрным графитом блестящие эскизы новых моделей. Но финансирование безнадёжно буксует в недрах бюрократических преград. Продукция тех времён – модернизация существующих моделей с текущим совершенствованием агрегатной базы. Да, и ещё надо привести светотехнику в соответствие с новыми требованиями Венской конвенции о дорожном движении, которой мы придерживаемся с 1968 года. Так, совершенно логично и закономерно на наших дорогах «рулят» теперь ЗИЛ-130-76, ЛиАЗ-677М, ГАЗ-53 и ПАЗ-672М.
Лихие 90-е
Тут уже либо пан, либо пропал. Те предприятия, у которых есть шанс выжить в новых условиях рынка, пашут вовсю. Кто-то просто оказался востребован со своей пусть и не самой лучшей, но доступной продукцией. Наконец-то плодом конвейерной сборки и массовой эксплуатации становятся долгожданные ЗИЛ-4331, ЛиАЗ-5256, ГАЗ-3307, ПАЗ-3205. Некоторые модели тех лет, думаю, надолго задержатся на наших дорогах. И разве это плохо? Ведь и без громких слов ясно, что они прошли испытания временем…
В новый век
Это как после ненастья наступает солнечное утро. Только, увы, ласковое солнышко светило далеко не всем российским автозаводам. Горьковский автогигант вошёл в состав сильного холдинга, вместе с ним туда «попали» Павловский, Ликинский и Курганский автобусные заводы. Московский ЗИЛ, хромая, продолжал выпуск своей стремительно устаревающей продукции, зато его младший брат с берегов Камы вполне успешно сотрудничает с зарубежными партнёрами, и не перестаёт модернизировать свою ключевую модель, задуманную когда-то на ЗИЛе как следующее поколение московских грузовиков. А среди грузовых моделей вновь в почёте малотоннажные. И возрождённая в 90-е горьковская полуторка, и микроавтобусы на её базе сегодня органично вписываются в нынешний бизнес автоперевозок.
Иностранные производители в наше время просто наводнили российский рынок. Теперь потребитель может выбрать технику, ориентируясь лишь на свой вкус, потребности и кошелёк, а не безоговорочно принимая то, что имеется в наличии. Но и сегодня никто не мешает нам выстроить нашу традиционную отечественную «четвёрку».