И вот КАМАЗ и Газпромнефть отчитались о том, что беспилотные машины прошли без аварий аж 2500 км по зимникам Восточно-Мессояхского месторождения. Оно расположено в 340 км к северу от Нового Уренгоя, а машины ходили через Гыданскую тундру по маршруту длиной 136 км в один конец.
Судя по оснащению грузовиков этого проекта, названного Ермак, они оборудованы примерно так же, как оранжевый экземпляр, показанный на декабрьской выставке Вузпромэкспо в Москве. На кабине и перед ней — радары, лидары, сонары, антенны… Но все они установлены по отдельности, а вот показанный на той же выставке комплекс Аватар (где легкосъемная рама с «органами зрения» крепится к крыше) на северных испытаниях замечен не был.
Контроль за машинами проекта Ермак осуществлялся в центре управления на месторождении, а всего так могут соединяться до 20 автомобилей. Более того, на кадрах видно, что водителя нет даже в переднем грузовике!
Из этого можно сделать два основных вывода. Первый: беспилотные грузовики в нашей стране уже достигли такого уровня, что могут эксплуатироваться вне дорог общего пользования (что, собственно, подтверждается успешными испытаниями карьерных «БелАЗпилотников», о которых рассказывалось еще в 2018 году).
И второй: конечно, автономное движение — это здорово и перспективно, вот только с одним очень весомым но. Как мы упоминали в предыдущих материалах, лидар, которым оснащают КАМАЗы, стоит порядка десяти тысяч евро, радары Continental — примерно по 2,8 тысячи евро каждый, «автомат» Allison, без которого автономные грузовики не могут работать (передачи-то переключать некому!), — 20—30 тысяч евро. То есть можно предположить, что такие КАМАЗы с учетом всех наворотов дороже обычных минимум на 50 тысяч евро.
А поскольку базовый КАМАЗ-43118 дилеры предлагают примерно за 4 млн рублей (это как раз около 50 тысяч евро), то автономный будет в два, а то и в три раза дороже. На этом фоне заявление о том, что доставка грузов такими машинами обходится дешевле на 15%, вызывает логичный вопрос: стоит ли овчинка выделки? И сколько должны проехать «КАМАЗпилотники», чтобы отбить разницу между ценой «автономных опций» и зарплатой водителя, пусть даже с северной надбавкой? Впрочем, можно предположить, что камазовцы еще и оттачивали технологии двойного назначения — тем более что в Заполярье базируются Арктические войска…