В начале XX века, когда слово «автомобиль» только начало входить в лексику русского языка, в России появились первые грузовики. «Моторные телеги» – так их часто называли в те времена. Этот термин как нельзя лучше подходит к уникальной в своём роде грузовой машине, построенной 100 лет назад в уральском посёлке Верхняя Тура Дмитрием Николаевичем Петуниным.
«Оригинальная конструкция, заря автомобилизма. Видите, Балаганов, что можно сделать из простой швейной машины Зингера? Небольшое приспособление – и получилась прелестная колхозная сноповязалка». Фразой Остапа Бендера из романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой телёнок» можно было бы охарактеризовать моторную телегу Петунина, но по конструкции этот автомобиль, очевидно, ещё проще, чем швейная машина «Зингер». Тем не менее забытая многими оригинальная машина заслуживает того, чтобы написать о ней и её конструкторе пару слов.
Дмитрий Николаевич Петунин (1877–1958)
Он был одним из самых известных жителей Верхней Туры, сын рабочего Богомоловских золотопромысловых приисков пошёл по стопам отца и в тринадцать лет поступил на прииски учеником токаря. С 1903 года стал работать на Верхнетуринском казённом заводе, где начал свой трудовой стаж слесарем, а закончил старшим конструктором, проработав на предприятии более 40 лет. Автор многочисленных изобретений и рационализаторских предложений «Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года за успешное выполнение заданий Государственного Комитета обороны по производству боеприпасов и обеспечения ими Красной Армии и Военно-Морского Флота в Великой Отечественной войне Дмитрий Николаевич Петунии награждён орденом Красной звезды».
В 1987 году здание управления Верхнетуринского машиностроительного завода украсила мемориальная доска, посвящённая Д. Н. Петунину.«Верхнетуринский левша», «уральский Кулибин» – так прозвали его современники и потомки, и было за что! В ряду его изобретений числятся миниатюрный, величиной с напёрсток и весом 5,8 грамма, работающий от трёх капель воды паровой двигатель. Петунин смастерил и подарил своей младшей дочери для защиты от хулиганов оригинальный двухствольный пистолет, изготовил и многие другие безделицы и полезные вещи, например, моторную лодку. За разработанный и внедрённый в производство «прибор для одновременного измерения трёх промеров» в 1940 году он получил премию в размере 500 рублей. Но самым замечательным изобретением Петунина была построенная им собственноручно в 1914 году компактная моторная телега.
Деревянный автомобиль
Это транспортное средство было изготовлено из подручных средств. Не игрушка, а действительно автомобиль, который верой и правдой служил своему владельцу 40 лет, в основном для перевозки сена, дров и других хозяйственных нужд. Моторная телега Петунина проста, даже примитивна, но надёжна и аналогов ей нет во всём мире. Большинство деталей, включая раму, конструктор сделал из дерева. На одноцилиндровом двигателе с блоком, изготовленным из чугунной батареи отопления, нашли применение деревянные детали. По данным конструктора, мотор с воздушным охлаждением при помощи вентилятора развивал мощность 6 л.с., двухступенчатая КП, главная передача карданная, максимальная скорость – 10 км / ч, грузоподъёмность – 20 пудов (320 кг), длина машины – 3500 мм, ширина колеи – около 2000 мм. Передняя подвеска на пружинах, а задняя – на деревянных рессорах, рулевая колонка вертикальная, рулевое колесо расположено низко. Вся конструкция «до безобразия» проста, но надёжна. Говорят, что во время Великой Отечественной войны, когда бензин в Верхней Туре купить было невозможно, Дмитрий Петунин соорудил и установил на машину газогенератор, «телега» ездила на древесных чурках.
Уникальный экспонат
Самодельный автомобиль конструктора-самоучки Дмитрия Петунина хранится в Екатеринбурге в одном из филиалов Свердловского областного краеведческого музея. Машина не принимает участия ни в «Олдтаймер-галерее», ни в праздничных парадах, в столицах про неё мало кто знает, специалисты относятся к ней с иронией… Но моторная телега Петунина – один из сохранившихся до наших дней автомобилей, изготовленных в Российской империи, а их можно пересчитать на пальцах одной руки! И не важно, что машина самодельная и примитивная. В те далёкие времена многие конструкторы, не только забытые ныне, но и прославленные во всём мире на века, начинали свою деятельность с простеньких самодельных автомобилей, собранных в гаражах и сараях.
Ваш комментарий будет первым