Машины для работы в шахтах — это отдельный вид техники со своими нюансами и очень жесткими требованиями к безопасности. И нынешняя мировая ситуация на этом сегменте в нашей стране сказалась крайне серьезно. Ведь последние годы добывающие компании средств особо не экономили и закупали импортную, в основном западную, технику — дорогую, но надежную и беспроблемную. Ну а сейчас, когда поставки подобных машин под большим вопросом, вектор закупок, вероятно, сместится в сторону китайских, ну и наших, российских машин. На выставке MiningWorld в Москве как раз был представлен подземный транспортер, построенный и разработанный фирмой Picar из Санкт-Петербурга, — и я подробно с ним познакомился.
Подвеска всех колес независимая с ходом до 430 мм
Собственно, построен и выглядит этот аппарат как самый настоящий багги с отдельными колесами на полностью независимой длинноходной (А-образные рычаги) подвеске. Его основа — пространственный каркас из бесшовной холоднотянутой трубы, который опоясывает детали кузова со всех сторон. Заявлено, что конструкция имеет дополнительные усиления на сгибах — и соответствует горным и шахтным нормам ROPS/FOPS.Зеркала заднего вида также окружены трубами
Каркас охватывает весь кузов — и кабину, и грузовой отсек
Интересно, что отдельными «клетками» окружена как кабина, так и грузовой отсек за ней. Из-за каркасных труб он имеет форму пятиугольника — забавное, но не факт, что самое практичное решение. Существует несколько модификаций таких транспортеров. Представленный вариант — как раз с однорядной трехместной кабиной, платформой и краном. Также в гамме присутствует шестиместный пассажирский аппарат, а еще версия с укороченной базой. При этом грузоподъемность, кстати, у этого аппарата заявлена на уровне 800 кг.Кнопки размещены блоками в пластиковых коробахВся информация выводится на цветной дисплей
Кабина, разумеется, тут максимально спартанская: на шахтных транспортерах какая-либо отделка придет в негодность за считаные минуты. А потому ее здесь просто нет. Забираться на водительское место неудобно: мешает выемка в нижней части проема. Но за рулем даже удобно: перед глазами цветной дисплей с показаниями, по бокам пластиковые блоки различных функциональных клавиш. Справа — селектор автоматической трансмиссии!Режимы вариатора переключаются рычагомДоступ к мотору — сзади, либо через грузовой отсек
Тут ее роль играет традиционный для багги вариатор с двумя диапазонами для езды вперед. Он работает в паре с небольшим японским турбодизелем Kubota мощностью 44 л.с., расположенным в отсеке перед задней осью. Приехали — а как же пресловутое импортозамещение? В компании лишь говорят, что ведут переговоры с белорусским ММЗ на предмет поставки их моторов… Кстати, привод у транспортера постоянный полный.Для этой модификации предусмотрена и кран-балкаСпереди предусмотрена лебедка
Впрочем, и в нынешнем виде несколько подобных машин уже работают на российских шахтах, да и запас по агрегатам у компании пока есть. Что же до стоимости, то подземная техника всегда была дорогой. Более того, те семь миллионов рублей, которые просят за Picar, — это, к примеру, в несколько раз дешевле подземного транспортера компании Miller, построенного на основе Land Cruiser. Такая машина, кстати, тоже была на выставке — о ней расскажем в одном из ближайших материалов.