Александр Еремцов.
Самая реальная забота о клиенте – это предоставление ему оптимальных вариантов для решения определённых производственных задач. Ничего другого потенциальному покупателю от производителя автотехники не нужно. Именно так можно сформулировать главную идею пресс-клуба в формате «Инженериум», которую вот уже второй год подряд проводит компания «Volvo Trucks Россия». И это было не формальное мероприятие, а весьма познавательная презентация современных возможностей шведской компании.
Если говорить о демонстрации возможностей, то Volvo Trucks в России нет равных. В компании собрались творческие, думающие люди, которым небезразлично будущее создаваемой ими техники, вот почему представленная информация в рамках пресс-клуба вполне соответствовала названию и сути мероприятия – «Инженериум».
«Мы хотим рассказать о технике, которая позволит клиенту заработать больше денег, – подчеркнул модератор этой встречи Олег Васильченко. – Если предлагать решения вчерашнего или даже сегодняшнего дня, то завтра они могут оказаться малорезультативными, а может, и вовсе бесполезными. А посему разговор пойдёт о реально существующих машинах в весьма перспективных комплектациях, сделанных по заказу наших клиентов в 2019 году».
После этих слов мне припомнилась феерическая презентация первого «Инженериума», состоявшаяся ровно год назад. Тогда было представлено несколько инженерных решений, которые решали далеко не рядовые задачи. На этот раз компания представила проекты, которые в 2019 году стали вызовом для конструкторов. Вызовом, потому что клиент ожидал от специалистов максимальной экспертизы по вопросу перевозок, предельно точного инженерного подхода и результативной отдачи. Реализация всех поставленных задач требовала самых рациональных решений, но в то же время после завершения проекта собранная машина вызывала невероятные эмоции.
С дрифтом на мусоровозе
Этот мусоровоз открыл новую веху в бизнесе клиента Volvo Trucks. Я живу на юге Москвы и вживую наблюдаю работу этого автомобиля. Раньше здесь трудились другие машины немецкого конкурента, среднетоннажные, с колёсной формулой 4х2 и с объёмом бункера порядка 10 м3. Идея маленького коммунального автомобиля достаточно проста: спальный район, машина должна ездить по дворам, который заставлен легковыми автомобилями и малотоннажной грузовой техникой. Разумеется нужна маленькая машина, маленький кузов, и тогда всё должно работать хорошо. По факту получается не так: все эти автомобили только относительно небольшие, на самом деле они огромные, у них плохая манёвренность, зачастую они блокируют сами себя, а иногда дело доходит до аварии.
И вот в один прекрасный день я выглядываю из окна и вижу, как мусоровоз на шасси Volvo FM с колёсной формулой 6х2 чуть ли не с дрифтом влетает в наш двор. У этой машины просто уникальная манёвренность, а ведь она не маленькая, и здесь самое время поговорить о её особенностях. Из чего же складывается эта манёвренность? Колёсная база у мусоровоза нестандартная – 3200 мм, последняя ось подъёмная и управляемая. Обычно для сбора мусора применяются машины с базой 3800, колёсной формулой 4х2 и объёмом кузова 10 кубов. Радиус поворота не очень большой, порядка 7 метров по колесу и 7700 по кабине. Но для наших дворов и этого оказалось много.
У мусоровоза на шасси Volvo FM с управляемой третьей осью радиус меньше примерно на 1200 мм, что по колесу, что по кабине. При этом автомобиль по габариту длиннее, так как везёт кузов объёмом почти в два раза больше – 19 м3. Двигатель здесь D11 мощностью 330 л.с. (243 кВт), коробка передач роботизированная 12-ступенчатая I-Shift. В результате такие мусоровозы ездят по двору практически не притормаживая. Очень довольны водители: говорят, что ездить на машине комфортно, потому что уходит страх кого-то задеть в тесном пространстве.
Когда машину передавали клиенту, получателю озвучили два главных преимущества: повышенная манёвренность и увеличенная грузоподъёмность. И то и другое преимущество имеют свои экономические плюсы. Хорошая манёвренность машины позволила повысить среднюю скорость движения и сократить аварийность на придворовой территории. Благодаря грузоподъёмности выросла общая производительность: заказчик получил прибавку в 9 кубометров, а кроме большего объёма бункеры получили больший коэффициент прессования: на старых надстойках был 3, на новых – 6.
Все улучшенные показатели привели к тому, что для обслуживания тех же объёмов ЖКХ потребовалось меньше машин: раньше нужно было 40 единиц подвижного состава, теперь же только 20. Оптимизировались затраты, потребовалось меньше водителей, а это одна из основных степеней расхода компании, значит, уменьшился фонд заработной платы, снизился суммарный расход топлива (так как один автомобиль стал выполнять работу двух). И снизились затраты на сервис, ведь на обслуживании стояло уже 20 машин, а не 40.
Самый красивый грузовик Volvo Trucks в России
Машина была отгружена заказчику совсем недавно и можно уверенно сказать, что это один из самых красивых автомобилей Volvo, которую компания создавала за всю историю в России. Красота здесь начинается со спецификации. Да, это сухой лист, но, заглянув в него, без эмоций не обходишься: здесь всё, как сейчас модно говорить, в топчике – колёсная формула 6х4, высокая спальная кабина, самый мощный мотор и гигантский список штатных опций. По доп. оборудованию это один из самых нашпигованных автомобилей компании Volvo Trucks в России.
Клиент, заказавший этот седельный тягач, – давний фанат марки, сам из Якутии, покупает Volvo Trucks с 2011 года и последнее время ездил на FMX. И тут у него юбилей – 25 лет совместной жизни. Решил отметить это событие по-мужски – заказал себе машину в юбилейном исполнении FH25. Такие машины действительно выпускались, но на момент поступления заявки проект был уже закрыт для продажи. Но в честь такого случая удалось заказать из Швеции последний юбилейный седельный тягач серии FH25.
В первую очередь обращает на себя внимание огромное количество осветительных приборов. Напомню, автомобиль эксплуатируется в Якутии, в условиях, где часто нет искусственного освещения на дороге, поэтому было очень важно оснастить автомобиль максимальным количеством осветительных приборов, в частности фарами дальнего света. Особое решение – использование шести фонарей на крыше кабины, для этого пришлось делать специальную дугу и по-другому компоновать осветительное оборудование.
На юбилейной машине установлен кенгурятник и четыре LD фары компании Hill. Всё освещение имеет функции как габаритов, так и дальнего света. На этом Globetrotter не очень бросаются в глаза светодиодные фары дальнего света, но когда их включаешь, становится светло как днём. Я совершенно не представляю, «насколько комфортно» будет встречным водителям, но водитель этого аппарата безумно доволен. Есть на машине и светодиодные маячки, которые установлены на крыше на дуге и их сигналы дублируются стробоскопами, которые смонтированы за решёткой радиатора. В общем – сплошной фейерверк.
На первый взгляд, кроме света, кенгурятника и шильдиков «25 лет», вроде ничего особого и нет. Например, в Норвегии или Голландии собирают аппараты ещё вычурнее: у них всё разноцветное, заниженное и обязательно чёрные колёса. Но если взглянуть профессиональным взглядом, то можно заметить, что в юбилейном автомобиле много нестандарта. Можно начать с вертикального выхлопа и боковых спойлеров. Такое сочетание очень редкое и оно связано с особенностями крепежа. Здесь конструкцию пришлось адаптировать и эти два элемента получились совместимыми между собой. Для кабины в стандартной комплектации спойлер – это обычная картонка, фанерка, просто плоская поверхность и водителям это не нравится. Здесь же спойлер выглядит совершенно необычно, применён изменённый крепёж, который позволил установить конструкцию чуть повыше, при этом оставаясь в габарите. Боковые юбки, опять же в стандартной комплектации, никогда не идут с рессорной подвеской, а здесь стоит рессорная подвеска с возможной нагрузкой 32 тонны. Машина столько возить не будет, основной груз – полуприцеп с нефтепродуктами, нагрузки не большие, но сделали с запасом. Это больше элемент понта, чем коэффициент запаса прочности.
Элитный строительный бампер на этой модели имеет нестандартный окрас. Обычно он идёт в сером грунте и покрасить его достаточно сложно. Некоторые целиковые элементы изредка красят в какой-то цвет, здесь же один элемент выборочно покрашен в несколько цветов. Ну и плюс решётка, она тоже не красится, поэтому вряд ли вы ещё увидите машину с такой опцией.
По умолчанию на фары машин Volvo Trucks ставится обычная сетка ромбиком. Здесь же сетка полностью повторяет дизайн решётки радиатора и она из нержавейки.
В кабине взгляд притягивают кожаные сидушки с электроприводом, и конечно же шторка с необычным дизайном – она представляет собой карту Гётеборга с отмеченным заводом, где этот «конь» был собран. Внутренняя стилистика прослеживается везде – это 25-летний юбилей, многие аксесуары отмечены этой цифрой и повторяют общий дизайн. Специалистам компании удалось подобрать гамму таким образом, что цвет строчек на сиденье, руле, вставке на двери, на селекторе коробки передач полностью совпадают с внешним цветом кабины. Получился такой связующий элемент между интерьером и экстерьером.
Что ещё можно отметить в этом автомобиле? Колёсная формула 6х4, колёсная база 3900 мм. Двигатель самый мощный из имеющихся у Volvo – D16 750 л.с. (552 кВт). Коробка передач роботизированная I-Shift overdrive, 14 передач (12+2 ползучие). Шасси особенное: установлены топливные баки на 1200 л, ведущие мосты с бортовыми редукторами под полную массу автопоезда 100 т, главная пара 4,12, задняя подвеска – 32-тонная, седельно-сцепное устройство с нагрузкой до 30 т. Как уже было сказано, на машине установлен строительный бампер FH, а кабина повышенной комфортности Globetrotter укомплектована полным набором опций. Для топливной экономичности КП I-Shift работает специальное программное обеспечение.
Самая дорогая пожарная машина
Следующий автомобиль Volvo Trucks покажется многим читателям не менее зрелищным, а может даже более. В 2019 году компания отправила в Казань пожарный автоподъёмник с колёсной формулой 10х4 на шасси Volvo FM. На первом месте у любой пожарной машины оперативность, поэтому на автомобиль установили один из самых сильных двигателей серии D13 мощностью 500 л.с. (368 кВт), производимых компанией. Коробка передач 12-ступенчатая, роботизированная I-Shift.
Почему шасси пятиосное? Оно имеет в длину 12 метров, впритык по габариту, плюс большой вес у надстроек, и чтобы вся эта конструкция получилась максимально функциональной, потребовалась дополнительная ось. И важный момент: поскольку машина является пожарной, ей требуется хорошая манёвренность. Если собрать 4-осное шасси, радиус поворота у неё будет больше, чем у 5-осного, так как последняя ось в этой машине управляемая.
Главная особенность конкретно этого пожарного автоподъёмника в том, что высота подъёмника рабочей платформы 72 метра – это очень много. Машина предназначена для работы в химической промышленности, т. е. для внутренних нужд, и в довесок она будет трудиться на нужды города Казани и обслуживать здания высотой до 22 этажей (поддержка городских пожарных команд).
Реализация такого проекта потребовала достаточно глубокого инженерного вмешательства, поэтому геометрия шасси получилась нестандартная (колёсная база и задний свес). Были перемещены компоненты на раме, сделано большое количество доработок, включая врезку узла отбора мощности в кардан. При подготовке шасси под монтаж надстройки пришлось применить нестандартную компоновку поперечин, ресиверов и выхлопа. Задняя подвеска – 36-тонная, пятая ось гидравлически управляемая.
С учётом всех доработок можно сказать, что это одно из самых дорогих шасси Volvo Trucks за всю историю, а с учётом надстройки – это без сомнения самая дорогая машина, когда-либо поставленная на рынок.
Пожарный автоподъёмник может работать при ветре до 14 метров в секунду, а это – 50 км/час. Подъём рабочей платформы совмещён с функцией тушения – из брансбойта подаётся до 75 л воды либо пены в минуту. Боковой вылет 32,5 м, нагрузка на рабочую платформу 500 кг. Очень хочется, чтобы машина не принимала никакого участия в реальных событиях, но если что случится, я уверен, что она легко справится со своей задачей.
Косвенный фактор в карьере
Следующая машина стала для компании вызовом, потому что заказ на этот проект поступил от старого клиента, который на сегодняшний день эксплуатирует 50 самосвалов на шасси Volvo Trucks, которые главным образом работают в забое. А вот для вывоза угля из карьера до железнодорожной станции использовались машины другого шведского производителя. У горной компании возникла потребность в некотором расширении парка и появилось желание оптимизировать процесс перевозки. Они обратились в Volvo Trucks, чтобы их специалисты провели профессиональную экспертизу и предложили нечто, увеличивающее производительность.
Техническое задание было такое: полная масса автопоезда 110–115 т, масса перевозимого груза 80–85 т, плечо 80 км в одну сторону, условия эксплуатации – технологическая дорога с большим количеством затяжных подъёмов. Съездив к клиенту, изучив все условия, конструкторы предложили следующее решение: тягач 6х4, задние мосты – 33 т и 12 т, полная масса автопоезда – 120 т, мощность двигателя –700 л.с., 14-ступенчатая коробка передач (12-ступенчатая Ishift плюс модуль с двумя ползунами). Использование такой коробки сильно расширяет диапазон передаточных чисел и мы можем таким образом подобрать главную пару, в результате машина становится более тяговитой и более скоростной. А в связи с тем, что на маршруте средняя скорость небольшая, предпочтение было отдано в пользу тяговитости.
По сравнению с шасси конкурента появилось серьёзное преимущество: на автомобилях совместили два вспомогательных тормоза – компрессионный тормоз и ретардер. В чём плюс такого тандема? Эти два тормоза работают по разным алгоритмам, ретардер эффективен на средних и на больших скоростях, а моторный тормоз на маленьких и средних скоростях. Таким образом они дополняют друг друга. И поскольку автомобиль преимущественно передвигается на небольшой скорости, было актуально сделать так, чтобы он ехал на подъём как можно быстрее, в то же время тормозил наиболее эффективно. Как результат удалось добиться некоторого увеличения средней скорости при транспортировке груза. Давайте посмотрим как это отразилось на работе.
Трудовой цикл этого автомобиля выглядит так: работает 24 часа в сутки, грузится экскаватором, дальше едет 80 километров, кузов не самосвальный, после разгрузки полным ходом шпарит обратно. За счёт увеличения средней скорости машина теперь могла делать не четыре рейса за сутки, как это было раньше, а пять. Получилась прибавка по производительности 25%. Водители довольны, потому что их заработная плата зависит от количества рейсов, а значит, получат больше денег. Клиент тоже доволен, потому что он получил автомобиль, который работает более эффективно. И ко всем прочим удовольствиям здесь образуется такой приятный бонус: поскольку водитель понимает, что этот автомобиль представляет некую ценность, он заботится о нём с большим рвением. А ведь не секрет, что водитель – это одна из главных причин выхода из строя машины: компании косвенно удалось повлиять и на этот фактор.
Как выглядит максимальная универсальность
Последний автомобиль, представленный в рамках этой презентации пресс-клуба «Инженериум», оказался не совсем новым. Похожая концепция уже реализовывалась в 2014 году. Просто старый заказчик пришёл за такой же машиной. Этот грузовик интересен своим инженерным решением – редко удаётся совместить в одном автомобиле разные характеристики. А ведь задача стояла не простая – создать автомобиль, который будет возить практически всё: инертные материалы (песок, щебень), сельскохозяйственную продукцию и паллетированный груз.
Этот универсальный самосвал базировался на шасси Volvo FMX с колёсной формулой 6х4, колёсная база 3700 мм, двигатель: D13 420 л.с. (309 кВт), коробка передач роботизированная I-Shift overdrive, 13 передач (12+1 ползучая). Все ведущие мосты с бортовыми редукторами под полную массу автопоезда 100 т, задняя подвеска рассчитана на нагрузку 32 тонны, главная пара 4,55, моторный тормоз VEB.
Заказчик, безусловно, доволен, потому что автомобиль решает все его задачи.