Даниил Минаев.
Стеклоочистители, в простонародье «дворники», несмотря на бесхитростную с позиции развития современной техники конструкцию, являются важнейшим элементом активной безопасности автомобиля! Сегодня уделим немного внимания системам стеклоочистителей и стеклоомывателей: побережём себя и других на дороге!
Обычно автовладельцы или водители вспоминают о том, что надо произвести ревизию стеклоочистителей и снабдить бачок стеклоомывателя незамерзающей жидкостью накануне наступления холодов. Это вполне естественно, но всё же лучше круглогодично поддерживать эти системы в хорошем рабочем состоянии, тем более что это не требует существенных временных и финансовых затрат.
Зима – самое опасное и ответственное время для щёток стеклоочистителя. Опасное, потому что в очень уж сложных условиях им приходится работать. И ответственное, потому что зимняя дорожная обстановка и так не подарок, а если ещё и обзор недостаточно хорош…
Словом, не тот случай, когда стоит идти на риск, надеясь проездить ещё сезон со старыми щётками.
Какие щётки выбрать?
Для начала вспомним, из чего, собственно, придётся выбирать. Щётки стеклоочистителя по конструкции делятся на три группы: каркасные (классические щётки с системой коромысел, которые обеспечивают прилегание к стеклу упругой металлической пластины с закреплённой на ней очищающей резинкой); бескаркасные (представляют собой тонкий пластиковый корпус, в котором спрятана изогнутая направляющая пластина с очищающей резинкой); гибридные (имеют каркас из «коромысел», как и первая группа, но каркас этот скрыт под пластиковым кожухом).
В процессе развития большинства конструкций щёток стояла задача не только максимальной очистки стёкол, но и избавления от металлических деталей или хотя бы защита их от воздействия внешних факторов. Особенно актуально это зимой: металлический каркас на морозе может обледенеть, в итоге он теряет подвижность и перестаёт выполнять свою непосредственную функцию – обеспечивать плотное прилегание «дворника» к стеклу. Да и шарниры со временем изнашиваются, что ухудшает работу щёток.
Поэтому эволюция «дворников» идёт либо по пути избавления от всего лишнего, либо по пути защиты всего, что можно защитить. Правда, если говорить о зимних условиях, то сразу стоит оговориться: если бескаркасные «дворники» ведут себя хорошо и очень хорошо, то сочленения гибридных дворников, если они всё-таки замёрзли, очистить от снега и льда даже сложнее, чем в случае с классическими «каркасниками».
В конструкции некоторых щёток (особенно бескаркасных) предусмотрен спойлер, который обеспечивает лучшее прилегание к стеклу на высоких скоростях, используя для этого силу встречного потока воздуха. Кроме того, такие «дворники» считаются менее шумными. Существуют ещё более «экзотические» разновидности вроде специальных зимних щёток (они затянуты в специальный кожух, чтобы у снега и льда не было шансов) и даже щёток с подогревом. Но приобретать отдельные стеклоочистители на холодный сезон не всегда оправдано. Тем более, что и стоимость у таких моделей более высокая по сравнению с обычными.
Кстати, о цене
Стоимость щёток стеклоочистителей от разных производителей может различаться не только в разы, но и в десятки раз! Внимание стоит обращать в первую очередь на качество и свойства резины: дешёвая «дубеет» на морозе, крошится и трескается, дорогая отличается хорошей эластичностью и устойчивостью к перепадам температур, а также воздействию химических реагентов в составе «незамерзайки». Например, в щётках Bosch Aerotwin используется двухкомпонентная резина (более жёсткая и прочная на рабочей кромке и более мягкая на направляющей «шейке»).
Когда менять?
Производители советуют покупать и устанавливать новые щётки стеклоочистителей раз в год. Здравый смысл же настоятельно рекомендует заменить «дворники», как только качество их работы падает настолько, что это начинает мешать. Видите полосы и неочищенные участки – пора отправляться за новыми щётками, ведь дальше будет только хуже.
Смежники и приводы
Щётки стеклоочистителя приводятся в действие системой коромысел с шарнирными соединениями. Двигатель привода у всех современных автомобилей – электрический, но в эксплуатации ещё встречаются пожилые грузовики с вакуумным (от разрежения на впуске) или пневматическим приводом. Вакуумный привод имеет существенный недостаток – скорость работы стеклоочистителей напрямую зависит от оборотов двигателя. Переключил передачу – режим работы «дворников» изменился.
Сегодня в эксплуатации требуется лишь совсем нетрудоёмкий уход за приводом стеклоочистителей. Попросту достаточно следить за тем, чтобы электродвигатель, редуктор и трапеция были в чистоте. Обычно в полость, где они установлены, попадает листва и дорожная грязь, создавая коррозионно активную биомассу. Просто не допускайте этого. Шарнирные соединения трапеции у современной техники выполнены из полимерных материалов, поэтому особого ухода не требуют. На более возрастных конструкциях металлические втулки этих соединений можно слегка смазать консистентной смазкой, так они прослужат дольше и без люфтов.
Слово о метаноле и омывателе
Несколько лет назад один чудный санитарный врач, ныне этот пост уже покинувший, решил запретить метиловый спирт в составе зимних незамерзающих жидкостей стеклоомывателя. Благие намерения доктора заключались в заботе о здоровье граждан, дескать, чтобы алкоголезависимые страдальцы случайно по утру не испили внутрь ядовитой жижи. Вот только всем известно, куда выложена дорога благими намерениями…
Дело вот в чём. С тех пор официальные производители «незамерзаек» вынуждены использовать или акцизный этанол, что сильно поднимает стоимость спецжидкости, или изопропиловые спирты, пары которых, кстати, не менее вредны для здоровья. Общий главный недостаток этих материалов в сравнении с метанолом – низкая текучесть при отрицательных температурах. В итоге в РФ официально продаются малоэффективные низкотемпературные жидкости стеклоомывателя. В это самое время европейские водители поливают на ветровое стекло изумительно эффективные без неприятных запахов метаноловые составы, и никто их не пьёт по утрам. А вдоль обочин российских дорог в зимний период активно предлагаются дешёвые «левые» незамерзающие жидкости, приготовленные в обход законодательства…
Мы не в праве со страниц журнала рекомендовать приобретать продукцию, не прошедшую государственный контроль и не имеющую официальных сертификатов. Но если лично у вас есть «доступ к телу» метилового спирта, рекомендуем на его основе готовить низкотемпературный стеклоомыватель…
О чем помнить?
Предлагаем вам подборку советов, которые помогут продлить срок эксплуатации щёток стеклоочистителя.
1. Чистота – залог здоровья: щётки периодически нужно снимать и промывать тёплой водой с мылом. Это влияет как на качество очистки, так и на срок службы шарнирных соединений, если вы пользуетесь каркасными щётками.
2. Шарнирные соединения трапеции стеклоочистителя, если в их конструкции металлические втулки, необходимо периодически чистить и смазывать.
3. Не пытайтесь соскрести лёд, снег и иней со стекла, включая «дворники»! Рабочая кромка резинки поцарапается и быстро выйдет из строя.
4. Не ставьте щётки значительно большей длины, чем это рекомендовано производителем. Больше длина – ниже сила прилегания щётки к стеклу.
5. Следите за состоянием ветрового стекла! Если на нём есть выбоинки и царапины, даже новые щётки могут работать плохо. И конечно же стекло с трещиной лучше заменить (не зря ведь этого требуют ПДД)!
О щётках стеклоочистителя с подогревом
Крайне полезная в России опция обогрева ветрового стекла не всегда доступна и предлагается не на всех моделях. Но есть альтернативное и бюджетное решение – щётки стеклоочистителя с функцией электрообогрева. Они нагреваются изнутри за счёт установленного в корпусе гибкого нагревательного элемента, питающегося от автомобильной бортовой сети. Нагрев происходит изнутри равномерно по всему корпусу, температура нагрева около 70 °С. Бескаркасная щётка стеклоочистителя спроектирована таким образом, что при износе резинового чистящего полотна его легко заменить, при этом каркас с гибким нагревательным элементом не надо демонтировать. Для подключения к бортовой сети предусмотрены несколько вариантов. Самый простой – установка кнопки, но в качестве опции можно использовать «радиобрелок» для удалённого управления обогревом, а можно установить и автоматическое термореле, которое самостоятельно включит обогрев при работающем двигателе и температуре ниже нуля градусов.