Международное жюри ITOY, International Truck of the Year, которое ежегодно награждает наиболее яркие и прогрессивные грузовые новинки и в котором я представляю Россию, подвело итоги уходящего года. Нынешний конкурс проходил в крайне непростых условиях: новинок было мало, возможностей познакомиться с ними — тем более.
Дело в том, что по условиям конкурса членам международного жюри (все они грузовые журналисты) нельзя оценивать машины виртуально: обязательны близкое знакомство и, как правило, тест-драйв — для оценки с точки зрения водителя.
Но на этот раз лишь MAN успел представить в феврале в Испании свой обновленный ряд, причем мне удалось проехать за рулем тягача лишь в течение 20 минут по городу — иначе бы не успел на обратный рейс… Понятно, что впечатлений от такого знакомства осталось немного.
А намеченную презентацию модернизированных Volvo в Швеции (причем с меньшим объемом изменений) и вовсе отменили: к тому времени вирус уже вовсю шагал по планете, и страны закрыли свои границы. Так что выбор был невелик: либо MAN, либо Volvo, который многие журналисты даже не видели живьем. Кто победил в этих условиях — догадаться нетрудно.
Напомню, что МАНы нынешнего поколения получили не только lion’s face, «морду льва», но и совершенно другой интерьер. Раньше к нему было немало претензий: ручник размещен у водительского сиденья, управление климат-контролем располагалось чересчур низко, зеркала и стойки мешали обзору, щиток приборов устарел… Зато теперь водители МАНов получили стильную переднюю панель уголком, а на ней — электронный ручник в виде пластины, как, скажем, у Volvo. Дальнобойные кресла теперь носят марку Recaro, щиток приборов — полностью цифровой. Управление коробкой-«роботом» переехало с консоли у сиденья на подрулевой рычажок.
А главная инновация в интерьере — шайба для мультимедиа, которая заменяет собой тачскрин. По словам мановцев, на ходу сенсорным экраном пользоваться неудобно, зато шайбу можно крутить, нажимать на нее, а если она не нужна, ее можно закрыть крышечкой, на которую удобно класть руку на ходу. Еще одно любопытное нововведение — дублирующая кнопка аварийки, расположенная на водительской двери так, что ее (как и еще несколько клавиш, которые программируются) удобно нажимать с земли. Кроме того, МАНы получили совершенно новую электронную архитектуру, рассчитанную на внедрение перспективных систем и ассистентов.
Ну а второй титул, который с недавних пор ежегодно присуждает жюри, Innovation Truck Award, «Иновационный грузовик», достался семейству перспективных машин Mercedes.
Дебют был виртуальным, зато с широким охватом публики: я сам пару часов просидел перед монитором, наблюдая за онлайн-презентацией! Напомним, что в семейство входят три модели: уже известный читателям электрогрузовик eActros, будущий электрический тягач eActros Long Haul и главная новинка — GenH2 на водороде. Обещанный запас хода — до 250 км у электрогрузовика, до 500 км у электротягача и впечатляющие 1100 км у водородной машины. Правда, начала ее производства придется подождать: предположительно, выпуск GenH2 стартует только в 2024-м, зато eActros пойдет в серию уже на следующий год.
Что же касается нового МАНа, то российский дебют ожидался осенью, но его явно перенесли. Нет вестей и от российского представительства Volvo Trucks: карантин, карантин…