В конце ноября 2021 года автозавод, расположенный в г. Ульяновске, отпраздновал 80-летие. За этот период под маркой УАЗ было выпущено свыше 5 млн экземпляров, разработано не менее 250 модификаций. Продукция предприятия разошлась по всему миру. Она представлена в 130 государствах. В каких же местах успели побывать вездеходы российской сборки?
Индонезия (1956)
Первая поставка «ГАЗ-69» на экспорт едва не обернулась серьезным скандалом. Машины советской сборки не успели объездить дороги Индонезии, как покрышки буквально превратились в решето. Местные термиты оценили вкус шин, главным компонентом которых выступал натуральный каучук. Срыв контакта был недопустим. Поэтому инженерам пришлось срочно внедрять искусственный заменитель.
Памир (1962-1964)
Вот-вот должно было стартовать производство «УАЗ-469». Работники завода выполняли всестороннюю проверку прототипов. Они обкатывали машины по наиболее сложным дорогам СССР, намотав почти 55 000 км.
Самый экстремальный участок проходил по горным тропкам Памира на внушительных высотах. Маршрут пролегал от поселения Ош до Душанбе. Полотно было покрыто щебенкой и грунтом. На пути встречались затяжные спуски-подъемы, крутые повороты и перевалы. В октябре-ноябре 1962-го внедорожникам «УАЗ-469» предстоял пробег с «балластом» – 850-килограммовым грузом.
Коми (1964)
В 1960 году в Ульяновске приступили к разработке снегохода, подходящего для использования в труднодоступных районах. «Головастик» УАЗ-451С выглядел оригинально, поскольку там, где должны быть передние колеса, были лыжи. А заднюю ось дополнили резиново-металлическими гусеницами. Два человека могли переделать грузовичок в снежный вездеход, затратив всего 1 час.
Испытания первого опытного образца проводились в 1963-м. А на следующую зиму решено было отправить в Коми 2 прототипа. УАЗ-451С в 1965 году выехали из Новосибирска. Конечным пунктом маршрута был г. Ульяновск. Снегоход неплохо себя показал в Сибири и на территории Казахстана. Он преодолевал любые снежные преграды.
Модель УАЗ-451С имела дорожный просвет в 40 см и могла перевозить до 800 кг. Предельная скорость транспорта по целине – примерно 15-20 км/ч. В 2 раза быстрее двигался он по санно-тракторным дорогам. Однако серийной модель так и не стала.
«Магадан» (1973)
Едва успев сойти с конвейера, УАЗ-469 сразу же привлек внимание столичных журналистов. С наступлением весны в 1973 году внедорожники в количестве 2 штук были отправлены из Москвы в Магадан. В те времена такой большой пробег по бездорожью и распутице приравнивался к подвигу. Но, как бы там ни было, машины добрались до конечного пункта и вернулись восвояси. Они преодолели путь в 40 000 км. На это ушло 4,5 месяца.