Находка шестидесятилетнего ЗИЛа — событие по нынешним временам редкое и радостное. А этот ЗИЛ-164 и вовсе уникален. Во-первых, сохранился он не у нас, а в Финляндии, во-вторых, принадлежал тамошним ВВС. И да — он дизельный.
Вообще в Финляндию поставлялись практически все советские автомобили, в том числе грузовые. Однако массово это началось в 1970-х годах — до того продажи были небольшими. Самыми масштабными были поставки «газонов», ну и конечно, ЗИЛов. В основном это были обычные бортовые ЗИЛ-130Г, хотя в финской армии служило и довольно много полноприводных, ЗиЛ-157 и -131.
Фирма Konela, финский партнер Автоэкспорта, не только обеспечивала техобслуживание и гарантийный ремонт, но и предлагала улучшения в конструкции для местного рынка. В частности, меняла зиловскую бензиновую «восьмерку» на английские дизели Leyland или Perkins. И даже построила опытный образец 6х2 с популярным на тамошнем рынке подкатным подъемным «ленивцем».Проспект ЗИЛ-130 финской Конелы
Проспект ЗИЛ-130 финской Конелы
А как же попал туда этот старичок? Все объясняется довольно просто: финские ВВС в 1962—1964 годах закупили наши самолеты — две дюжины МиГ-21 и пару учебных МиГ-15. А к ним прилагались и машины обслуживания, среди которых оказался и этот передвижной электроагрегат на шасси ЗИЛ-164. АПА-2М, как зовется он официально, был нужен для электропитания систем самолета на земле при проведении технического обслуживания.
От обычного ЗИЛа он отличался не особо, получал лишь дополнительно генератор со специальной муфтой переключения, электромагнитный регулятор, распределительный щит, щит управления, блок аккумуляторов и заднюю фару.
В свое время ЗИЛы были привычными грузовиками для Финляндии
Сколько лет этот ЗИЛ прослужил, неизвестно, но при очередном ремонте ему также заменили двигатель 120-сильным дизелем Perkins. Пробег с ним был невелик, около 4500 километров, после чего машина была списана и продана. Сейчас нынешний хозяин готов продать редкий грузовик за невеликие для Европы пять тысяч евро, или 420 000 рублей.