Кстати, кабину вместе с фарами, бампером и даже облицовкой позаимствовали у модели Foton Ollin CTS, которая дебютировала в 2016 году, но в России не продается: снаружи Валдай Next отличается только эмблемой! Более того, эта же кабина устанавливается на грузовики Hyundai Mighty, продажи которых у нас должны начаться нынешней осенью. Китаец, кореец и русский — братья навек…
Я уже вижу комментарии читателей: «Ничего не можем cделать сами!» Но понятно, что разработка бескапотной кабины с нуля, ее испытания, создание штампов, подготовка производства и т. д. повлекли бы за собой огромные затраты — и времени, и средств, тем более в нынешней непростой финансовой ситуации. Во-первых, объемы продаж машин этого класса у нас таковы, что подобные расходы просто не окупятся. Во-вторых, ложка дорога к обеду, тем более теперь, когда на пятки наступает КАМАЗ: он объявил о скором начале производства бескапотного развозного грузовичка с кодовым названием Компас (как говорят, тоже с кабиной из Китая), и под него уже высвобождают площади на прессово-рамном заводе. Наконец, эту нишу у нас традиционно держат азиатские бескапотные грузовички: это в первую очередь Hyundai HD78, а также Isuzu, Hino, Fuso, тот же Foton. И на их фоне Валдай Next выглядит вполне гармонично.
Кстати, после редакционных испытаний Fuso в 2014 году мы опубликовали копию письма за подписью главы КАМАЗа Сергея Когогина: он еще в 2012 году запрашивал у компании Foton возможность ежегодных закупок до 6500 кабин Foton Auman и Aumark (еще прежнего образца) для перспективных камазовских грузовиков. Правда, более тяжелых, нежели Валдай Next, полной масой 8—10 т. Их производство предполагали начать в 2015 году, но из того проекта ничего не вышло. Зато теперь эстафету подхватил ГАЗ.
Итак, кабина фотоновская, а все остальное откуда? Двигатель — прекрасно знакомый газелистам турбодизель Cummins 2.8 китайского же производства, который очень хорошо зарекомендовал себя. По словам сотрудников техцентров, моторы спокойно ходят несколько сотен тысяч километров при условии хорошего топлива и регулярного ТО. К тому же именно этот двигатель стоит и на оригинальных грузовичках Foton, у которых позаимствована кабина, — идеальное решение, и адаптация не нужна! Правда, на Ollin CTS ставят и более крупный Cummins 3.8: будет ли хватать Валдаю Next газелевского мотора?
Коробка передач газовская, причем та, о которой давно мечтают газелисты, — шестиступенчатая! Как уверяют создатели, это позволило добиться хорошей экономичности, обеспечить передачу крутящего момента до 360 Нм… Добавим — и снизить шум при движении.
Ну а прочая агрегатная база (рама, ведущий мост и передняя ось, подвеска, тормозная система, рулевое управление) унифицирована со «старшим братом», Газоном Next, который тоже выпускается не первый год, причем не только как грузовик, но и как шасси для автобуса Вектор Next. Кстати, тормоза — дисковые на всех колесах, с АБС, EBD (система распределения тормозных усилий) и даже ESP. Правда, судя по имеющимся техническим характеристикам, Валдай Next будет на несколько сотен килограммов тяжелее аналогичного Фотона при схожей грузоподъемности. Но не секрет, что газовские компоненты ходовой части специально делаются мощными, рассчитанными на неслабый перегруз. А поскольку они от Газона Next, то и в Валдай Next можно будет грузить… Нет-нет, мы ничего не говорили.
Фотографии интерьера пока не обнародованы, но можно предполагать, что он в целом такой же, как у модели Foton Aumark (которая продается в России и снаружи стилизована под Mercedes) или того же Hyundai Mighty — с прекрасной обзорностью и коротким рычагом коробки передач. Среди особенностей, которые анонсирует ГАЗ, — эффективное отопление, электрорегулировка и подогрев зеркал, светодиодные ходовые огни. По заказу — кондиционер, предпусковой подогреватель (видимо, как и у Газелей, это Webasto) и обтекатель на крыше.
Да, это уже не прежний Валдай! С той моделью я хорошо знаком: водил ее еще в 2005 году, когда она только пошла с конвейера. Для того времени Валдай был логичной заменой зиловских Бычков-трехтонок, но по нынешним меркам он уже устарел: кабина — от прежней Газели, дизель (ММЗ Д-245, а потом Cummins 3.8) громко тарахтел, погрузочная высота большая… Тем не менее в свое время на базе Валдая выпускались самые разные варианты — от эвакуаторов до спецмашин.
И вот теперь — Валдай Next. Станет ли он популярным? При грамотных маркетинге и ценовом позиционировании — наверняка: большинство компонентов прекрасно известно на рынке, запчастей полно (причем недорогих), дилеров и фирменных магазинов тоже. Что касается цены, то Hyundai Mighty вряд ли будет конкурентом: аналогичная модель EX6 будет стоить под три миллиона рублей. А вот Foton Aumark (повторим, с таким же двигателем Cummins 2.8, но с пятиступкой ZF) куда дешевле: шасси стоит от 1 млн 729 тысяч рублей. И если газовцам удастся сделать цену ниже или условия покупки привлекательнее — машина пойдет! Первые опытные образцы уже сходят с конвейера, а начало серийного выпуска запланировано на нынешнюю осень.
Одно жаль: такие ГАЗы теперь будут выглядеть, как чистокровные «китайцы». Но тут уж, как говорили в Одессе по поводу чистки обуви зубной пастой за неимением крема: «Туфли будут как тетя Соня, а тетя Соня — как туфли»…