В 60-е годы прошлого столетия микроавтобусы были признаны более комфортным видом общественного транспорта. Билет на известный «Рафик» стоил дороже автобусного. В тот момент был создан серьезный конкурент миниавтобусу из Прибалтики, но вот на советские дороги он так и не попал. В историю страны самый красивый микроавтобус Советского Союза «Старт» вошел благодаря съемкам в известном фильме.
Все помнят легенду советского кинематографа комедию Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Во время обсуждения фильма, люди говорили не только об интересном сюжете. Внимание советских граждан было приковано к необычному транспортному средству. В конце фильма Шурик провожал Нину на автобус, девушка села в красивый микроавтобус. Автомобиль будущего стал предметом огромного количества споров. Некоторые предполагали, что автобус был создан специально для съемок, другие уверяли в его зарубежном производстве.
Оба мнения оказались ошибочными. Микроавтобус «Старт» был создан на Северодонецкой Авторемонтной базе. Предполагалось, что он займет достойное место в автомобильном парке многих советских городов. Несмотря на оптимистичное начало, этому не суждено было сбыться.
История создания автомобиля довольно интересна. На Северодонецкую Авторемонтную базу был назначен новый начальник А. С. Антонов. Мужчина был чрезмерно активным и креативным. Им был задуман интересный эксперимент – создание автомобильного прицепа для перевозки туристов. В качестве материала им был выбран стеклопластик, набиравший в то время популярность в Советском Союзе.
Но Антонов решил не ограничиваться на одной задумке. Вместе с этим он решил создать настоящий микроавтобус с кузовом из стеклопластика. Со столь сложной задачей сотрудники САБР столкнулись впервые, но они не собирались отступать. Работой над внешним видом автомобиля занимался художник Юрий Андроса. Именно благодаря ему микроавтобус приобрел столь необычный внешний вид.
Построен микроавтобус был в рекордно короткие сроки, всего за полтора месяца. Один из образцов был направлен на испытания в Москву. Для этого ему пришлось преодолеть около 1000 километров.
Никита Сергеевич Хрущев был впечатлен внешним видом микроавтобуса. В Донецк немедленно был направлен заказ на выпуск 50 автомобилей. Его планировалось запустить в серийное производство, но этого не произошло из-за смены власти. У руля страны оказался Леонид Ильич Брежнев.
Несмотря на это испытания микроавтобуса продолжились. Были выявлены многочисленные недостатки. Автомобиль создавался кустарным методом, многие моменты требовали ручного труда. Это привело к увеличению себестоимости. Были отмечены и технические недочеты.
Сегодня автомобиль можно увидеть лишь в частных коллекциях. Всего было выпущено около полусотни экземпляров.