Как мы уже рассказывали, организаторы не допустили гоночную команду МАЗ-СПОРТавто к участию в гонке Дакар по причине санкций, — по этому поводу в Минске прошла пресс-конференция, которую вел капитан команды и пилот Сергей Вязович.
По его словам, на гонке Дакар, которая проходит уже в 44-й раз, за долгие годы сложилась атмосфера дружбы и взаимовыручки. «Это большая семья, которая всегда приходит на помощь… А сейчас такое чувство, будто семья от нас отказалась».
Технически все выглядело так: команда, ничего не подозревая, выдвинулась на паром в Марсель, беспрепятственно пересекла границу Белоруссии и Польши, но на пути в порт получила уведомление о том, что машины не будут погружены на паром, а команду не допустят к соревнованиям, даже если она доберется на гонку самостоятельно .
Как заявил Вязович, компания-организатор Дакара ASO приняла такое решение по указаниям извне. Формулировка отказа такова: «никакие средства или экономические ресурсы не могут быть прямо или косвенно доступны физическим или юридическим лицам, организациям или корпорациям, находящимся в списке лиц и организаций (куда включен и Минский автомобильный завод), в отношении которых применяются ограничительные меры».
И далее: «участие автомобилей МАЗ в гонке станет возможностью для рекламы этого бренда, потенциально поспособствует росту доходов и преимуществу на зарубежных рынках, <…> будет соответствовать понятию „экономические ресурсы”…» Хотя, по словам Вязовича, от участия МАЗа гораздо больше выигрывали организаторы, поскольку минчане вносили интригу в грузовой зачет, составляя сильную конкуренцию КАМАЗ-Мастеру: и на Дакаре-2019, и на Дакаре-2020 они брали «бронзу».
Более того, команде отказались вернуть уплаченные стартовые взносы — а это сотни тысяч евро, — по причине того, что существует «риск прямого либо косвенного перевода средств в пользу Минского автомобильного завода», хотя взносы платила Белорусская автомобильная федерация.
А поскольку Дакар входит в чемпионат мира, права на который выкупила все та же компания ASO, то МАЗ-СПОРТавто не сможет принять участие ни в одном из этапов чемпионата — даже в том, который пройдет на территории СНГ, в Казахстане.
Слегка утешает, что все это не касается гонки «Шелковый путь», которая пройдет в июле по маршруту Астрахань—Грозный—Воронеж—Москва.
По словам Вязовича, недопустимо смешивать спорт и автомобильных производителей, которые предоставляют гонщикам «спортинвентарь»: «Если что-то подобное произойдет, скажем, с фирмой IVECO, то что — запретить участие десятку гонщиков, которые выступают на грузовиках этой марки?» А отказ белорусских спортсменов от марки МАЗ, по словам Вязовича, был бы унизителен: «Для нас крайне важно остаться при своем логотипе».
«Сама ситуация перешла грань. Бесконечно издеваются над спортсменами: то заберут флаг, то отберут гимн, теперь — попытка отобрать автомобиль. Это не красит весь мировой спорт, и, на мой взгляд, недопустим сам процесс решения этих вопросов: либо замалчивание, либо действие с точки зрения силы, когда ты организатор и трактуешь правила как хочешь. Мы крайне возмущены этой ситуацией. Но мы продолжим делать как спортсмены ту работу, которую вели до этого, чтобы в любой момент, как только будет возможность, и дальше представлять интересы автоспорта за пределами Беларуси на самом высоком уровне».
Тем временем КАМАЗ готовится выступить на Дакаре четырьмя экипажами, два из которых будут на новых машинах К5, — и наверняка вновь выиграет гонку.