Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Грузовик — среднетоннажник Hyundai Mighty

Даниил Минаев.

Новинка южнокорейского концерна Hyundai Motor Company – линейка среднетоннажных грузовых автомобилей Mighty дословно переводится с английского как «могущественный, мощный, сильный». Это, безусловно, важно для любого грузовика, однако на одном могуществе далеко не уедешь. Так это или нет, могущественна ли действительно новая модель, какие ещё у новичка достоинства и недостатки, разобраться в этом нам помогли в российском представительстве марки и дилерском центре «Hyundai Комтранс ЮГ», предоставив на тест один из первых товарных автомобилей с бортовым тентованным кузовом.

Немного истории

Полтора десятилетия тому назад на наш рынок пришёл и сразу прижился скромный, но надёжный и неприхотливый Hyundai HD72, затем менее чем через пятилетку ударного труда ему на смену пришёл HD78, внешне очень похожий, но с серьёзно переработанным силовым агрегатом и целым рядом обновлений. Позднее «78-й» прошёл несколько модернизаций, прирастал экологическим классом в соответствии с действующим законодательством, но возраст конструкции, которая во многом перекликается с японским грузовым автопромом прошлых десятилетий, дал о себе знать.

Итак, в Южной Корее пару лет назад на смену очень удачной модели Hyundai HD78, презентовали Hyundai QT, получивший для экспортных рынков эффектное наименование Mighty. Теперь новичок добрался и до России, сейчас активно идёт и в течение этого года завершится процесс локализации на калининградском предприятии «Эллада Интертрейд» (преемник знаменитого «Автотора»). В Южной Корее выпуск Hyundai HD78 прекращён, но на калининградском заводе уважаемый согражданами «старичок» пока ещё остаётся в производственной гамме и некоторое время будет выпускаться параллельно с новым Mighty.

Рабочее место по сравнению с предыдущими моделями на голову выше, но происхождение и бюджетность автомобиля выдают некоторые детали: примитивные рукоятки климата, маленькие монохромные дисплеи и ещё кое-что…

Рабочее место по сравнению с предыдущими моделями на голову выше, но происхождение и бюджетность автомобиля выдают некоторые детали: примитивные рукоятки климата, маленькие монохромные дисплеи и ещё кое-что…

Рабочее место по сравнению с предыдущими моделями на голову выше, но происхождение и бюджетность автомобиля выдают некоторые детали: примитивные рукоятки климата, маленькие монохромные дисплеи и ещё кое-что…

Рабочее место по сравнению с предыдущими моделями на голову выше, но происхождение и бюджетность автомобиля выдают некоторые детали: примитивные рукоятки климата, маленькие монохромные дисплеи и ещё кое-что…

Рабочее место по сравнению с предыдущими моделями на голову выше, но происхождение и бюджетность автомобиля выдают некоторые детали: примитивные рукоятки климата, маленькие монохромные дисплеи и ещё кое-что…

Рабочее место по сравнению с предыдущими моделями на голову выше, но происхождение и бюджетность автомобиля выдают некоторые детали: примитивные рукоятки климата, маленькие монохромные дисплеи и ещё кое-что…

Hyundai Mighty в некоторых цифрах

Шасси в РФ поставляется в двух вариантах колёсной базы – 3850 или 4200 мм (всего существует 4 варианта). Полная масса – до 8500 кг, снаряжённая масса шасси, в среднем, – 2800 кг. Внутренний объём кабины – 3,5 м3. В 79 % структурных элементов кабины оцинкованная сталь, а 38 % элементов кабины изготовлены из высокопрочной стали. Для удобства монтажа надстроек на раме выполнена перфорация отверстиями диаметром 11 мм с шагом 50 мм. Максимальная длина надстройки для базы 3850 мм – 5100 мм, для базы 4200 мм – 6200 мм. Минимальный дорожный просвет, в зависимости от модификации – 195 или 220 мм. Объём топливного бака – 150 л. Интервал ТО, в зависимости от условий эксплуатации, 20000 или 30000 км. Гарантия на шасси составляет 5 лет или 500 000 км. Диапазон розничных цен на автомобили с бортовыми кузовами или фургонами – от 3 510 000 до 3 750 000 рублей.

Цена определяет…

Поскольку розничная цена товарного автомобиля уже объявлена (от 3 510 000 рублей за бортовой грузовик и до 3 750 000 за изотермический фургон с длинной базой, спецнадстройки, как отдельную бесконечную тему мы не рассматриваем), и Mighty постепенно прибывают к официальным дилерам, производителям надстроек и спецоборудования, могу позволить себе немного теоретизировать, проанализировать, что за автомобиль попадёт в мои руки ещё до начала испытаний.

Педальный узел со всеми подвесными педалями получил площадку для отдыха левой ноги

Педальный узел со всеми подвесными педалями получил площадку для отдыха левой ноги

Наконец дождались – сиденье водителя подрессорено

Наконец дождались – сиденье водителя подрессорено

Имея в кармане три с половиной миллиона рублей на покупку среднетоннажного грузовика, полной массой около 8,5 т, нет никакого смысла присматриваться к таким бестселлерам сегмента, как MAN TGL, DAF LF, Mercedes-Benz Atego, последний, к великому сожалению, пока официально в Россию не поставляется. Эти перечисленные новые европейские машины почти вдвое дороже, за цену новенького Mighty из них можно приобрести лишь пятилетний экземпляр с пробегом около 250 000 км. Означает ли это, что Hyundai в два раза хуже и менее долговечен? Быть такого не может! Тем более, что в конкурентной цене с Mighty идут не менее популярные у нас Fuso Canter, Hino, Isuzu. Ответ на этот вопрос нашёлся сразу, как только я приступил к осмотру тестового автомобиля.

Наличие внутрисалонного зеркала свидетельствует о том, что изначально этот автомобиль был поставлен в качестве шасси

Наличие внутрисалонного зеркала свидетельствует о том, что изначально этот автомобиль был поставлен в качестве шасси

Европейские тенденции в азиатском автопроме

Восточные (согласно родословной) грузовые автомобили, эксплуатируемые в нашей стране, будь они ввезены официальным или «серым» путём, зарекомендовали себя как надёжные, долговечные рабочие лошадки – выносливые, но без изысков: кабины тесноваты, конструктив местами морально устарел, а то и вовсе архаичен, словом, без особых инноваций. Всё это применимо и к предшественнику Mighty – Hyundai HD78.

А теперь, осматривая новую модель, я в деталях вижу, что хотели построить корейцы и им это во многом удалось. Этой восточной мудрости стоит поучиться, когда речь идёт о создании машин качественных и современных, но при этом и финансово доступных. Забегая вперёд, обращаясь к финалу тест-драйва, обобщу выводы, которые затем подкреплю необходимыми информационными выкладками. Корейцы пытались построить грузовик, максимально приближенный по комфорту, эффективности и безопасности к лучшим европейским моделям, но вместе с тем старались максимально использовать уже имеющиеся в их распоряжении технологии, чтобы не угодить в трясину дефицита финансирования: то, что можно применить, и это сегодня актуально, значит не следует проектировать с «нуля» или покупать. Конструкторы явно пытались сохранить некоторые привычные компоновочные и комплектовочные решения, свойственные внутреннему и соседскому рынку, но не европейские. Далее автомобиль подготовили на соответствие всем международным требованиям по безопасности, подтянули экологию. На этом этапе пришлось сотрудничать с внешними поставщиками, которые влили в Mighty прививки современных электронных систем и подтянули стандарты эргономики, одновременно отточив сервисно-эксплуатационный аспект.

Внутренний полезный объём кабины 3,5 м[sup]3[/sup]

Внутренний полезный объём кабины 3,5 м3

Могущество кабины малого грузовика

Первое и самое главное – кабина! Внешние очертания не очень замысловатые, серийно родственные всем азиатам. Зато внутри – простор (объём 3,5 м3) и совсем иной уровень обзорности по сравнению с предшественником. Зеркальные блоки с обязательными и обогреваемыми полусферами на массивных стойках тому дополнительное подтверждение. Педальный узел со всеми подвесными педалями получил площадку для отдыха левой ноги, рулевая колонка регулируется по углу наклона и вылету, сиденье водителя подрессорено, а пассажирское правое сиденье лишь немного уступает водительскому в богатстве выбора регулировок. Диапазон продольной регулировки водительского сиденья – 225 мм, угол наклона спинки варьируется на 30º! Среднее место, тут уже продолжаются азиатские традиции, может быть посадочным, а при отсутствии третьего члена экипажа трансформируется в столик с органайзером.

Среднее место может быть посадочным, а при отсутствии третьего члена экипажа трансформируется в столик с органайзером

Среднее место может быть посадочным, а при отсутствии третьего члена экипажа трансформируется в столик с органайзером

Среднее место может быть посадочным, а при отсутствии третьего члена экипажа трансформируется в столик с органайзером

Среднее место может быть посадочным, а при отсутствии третьего члена экипажа трансформируется в столик с органайзером

Здесь не помешает устроиться с комфортом на ночлег торчащий вверх рычаг стояночного тормоза, его просто можно сложить

Здесь не помешает устроиться с комфортом на ночлег торчащий вверх рычаг стояночного тормоза, его просто можно сложить

Здесь не помешает устроиться с комфортом на ночлег торчащий вверх рычаг стояночного тормоза, его просто можно сложить

Здесь не помешает устроиться с комфортом на ночлег торчащий вверх рычаг стояночного тормоза, его просто можно сложить

В кабине нигде нет голого металла: все поверхности утеплённые, под пластиковым декором интерьера. Ниш и полочек стало больше и повсеместно, «повзрослели» дверные карты, обретя помимо модных очертаний практичные карманы и симпатичные полости, где разместились клавиши электроприводов стёкол, зеркал и их обогрева. Отодвинуть сиденья можно очень далеко – рослым будет удобно. Лишь немного портит идиллию высоковато установленная педаль тормоза, а так с эргономикой полный порядок! И кондиционер предусмотрен в базовой комплектации.

Любопытная деталь с оттенком ментальности. Если у европейского, пусть и малотоннажного грузовика, предполагается эксплуатация на удлинённом плече, будет выбрана спецификация со штатным спальным местом. Такой версии кабины у Hyundai Mighty пока нет, но все российские водители знают, что если не мешает моторный тоннель, нет проблем устроиться на ночлег, расстелив поперёк кабины матрасик над сиденьями. Но вот иногда мешают устроиться с комфортом торчащий вверх рычаг стояночного тормоза, который в этой машине складной. Вот так!

Поднимаем кабину

Несколько лет назад я уже описывал приключения «хёндаевского» мотора при переходе из третьего в четвёртый экологический класс. Здесь уместно вспомнить, что даже старина Hyundai HD72 никогда не жаловался на динамику разгона, правда диапазон высокого крутящего момента был узковат и лежал в самых низах, а с появлением HD-78 мощностью 140 л.с. некоторые перевозчики даже задумались над тем, как бы побольше нагрузить такую резвую «кобылку». Лишь немного уступил в приёмистости «78-й» своему предшественнику, когда стал соответствовать нормам Euro 3, лишившись ТНВД и обретя электронную педаль акселератора, зато новая прошивка и аппаратура позволяла уложиться на трассе в 12–13 литров «на сотню», и это на гружёной машине!

Заливать стеклоомыватель и тормозную жидкость по-прежнему неудобно

Заливать стеклоомыватель и тормозную жидкость по-прежнему неудобно

Заливать стеклоомыватель и тормозную жидкость по-прежнему неудобно

Модернизированный двигатель D4GA (у предыдущего индекс D4DD), это четырёхтактный рядный четырёхцилиндровый турбодизель с простой турбиной, с системой газораспределения с 4 клапанами на цилиндр, но единственным распредвалом, оснащённый системой непосредственного впрыска топлива Denso. Помимо соответствия требованиям Euro 4 конструкторы смогли добавить ещё десяток лошадиных сил, а крутящий момент тогда возрос почти на 200 Нм – с 380 до 579.

Создатели Mighty решили от добра добра не искать и удовлетворились очередной доработкой проверенного временем двигателя D4GA, естественно, в первую очередь, довели его до пятого экологического класса. Для этого вновь доработали систему рециркуляции EGR и перенастроили систему непосредственного впрыска, подняв давление. В итоге максимальная отдача возросла до 170 л.с. при 2500 об/мин (обороты максимальной мощности в сравнении с предыдущей настройкой упали на 300 об/мин, ранее было 2800 об/мин), а крутящий момент вырос до 608 Н·м при 1400 об/мин (ранее 579 Н.м при 1600 об/мин). При этом по-прежнему нет сажевого фильтра и нет необходимости в синтетической мочевине…

Передняя оптика с ходовыми огнями и противотуманными фарами

Передняя оптика с ходовыми огнями и противотуманными фарами

Обзор отличный, зеркала тоже, полусферы имеют подогрев

Обзор отличный, зеркала тоже, полусферы имеют подогрев

Переменное могущество двигателя

У Mighty есть интересная опция. В базовом варианте мощностная настройка двигателя составляет 140 «лошадок», но этот табун легко приплодить до 170 голов простым нажатием кнопки, меняющей настройки контроллера системы впрыска. Если нагрузка невелика, и катимся по равнине, это экономит топливо, но когда требуется больше тяги – мы её мгновенно получаем. Хорошо, вот только сертифицировать автомобиль пришлось по максималке в 170 л.с. Это означает, что ежегодный транспортный налог обойдётся, к примеру, московскому владельцу в 4420 рублей против 3640 за 140 л.с. Много это или мало – вопрос спорный, но разница составляет 780 рублей за несколько кратковременных режимов движения. Хочется подробнее поговорить об этом. Когда продажи Hyundai Mighty вырастут до определённого объёма, вполне вероятно, что маркетологи, проведя анализ рынка, предложат и сугубо 140-сильную версию, без чудо-кнопки прибавки 30 л.с., и такой вариант, уверен, будет востребован! Ну, а далее владельцы, тем, кому это надо, смогут самостоятельно доработать свой грузовик, благо опция заводская, а не кустарная, но налоговая ставка при этом останется на уровне прописанных в ПТС 140 «кобыл».

Топливный фильтр первой ступени с подогревом и ручной подкачкой, в моторном отсеке есть ещё один

Топливный фильтр первой ступени с подогревом и ручной подкачкой, в моторном отсеке есть ещё один

Не хочу лезть со своим уставом в чужой монастырь и давать советы «хёндаевцам», но я вижу другое и соломоново решение этой проблемы, подсмотренное мной на многочисленных испытаниях европейских грузовиков. Подобные кнопки типа режима «Power» или «High Torque» (функция всегда называется по разному, но суть одна и таже) встречались мне на интересных спецификациях Mercedes-Benz, Volvo, MAN, Iveco. Официально эта система кратковременного повышения крутящего момента для сложных дорожных условий. Заметьте, нигде не фигурирует русскоязычный термин «мощность»! Может быть, есть смысл представить интересную опцию от Hyundai в таком же ключе? Тогда не придётся доплачивать налог за нерегулярно используемую функциональность.

Проверенный временем двигатель D4GA в пятом экологическом классе

Проверенный временем двигатель D4GA в пятом экологическом классе

Трансмиссионный расклад

Семейство Hyundai QT Mighty EX9 комплектуется шестиступенчатой механической КП, которая работает в паре с диафрагменным сцеплением с гидроприводом. Модель коробки передач собственного производства Hyundai Motor Company – Т060S6. На самом деле это добротный южнокорейский Dymos, недавно перешедший под контроль Hyundai. Роботизация и прочая автоматизация трансмиссии в ближайшей перспективе не предполагается, так как заводчане пока не определились в каком направлении двигаться для среднего тоннажа – «робота» или ГМП.

Ведущий мост полностью новый, собственного производства. Главная передача – одинарная, гипоидная, официально заявленная осевая нагрузка – 6600 кг. Информацию об этом агрегате представители компании дают неохотно. Мне удалось выяснить, что мост рассчитан с некоторым запасом по грузоподъёмности, чтобы в перспективе его можно было использовать и на более тяжёлых грузовиках Hyundai новых моделей. Видимо, во избежание экспериментов с перегрузом, свойственных соотечественникам, и, как следствие, неоправданных обращений по гарантии, которая, к слову, для Mighty составляет 500 000 км, информацию придерживают…

Трансмиссионная перспектива: всё уязвимое значительно выше балки, но от грязи и случайных камней блок вентиляторов просит защиты

Трансмиссионная перспектива: всё уязвимое значительно выше балки, но от грязи и случайных камней блок вентиляторов просит защиты

Трансмиссионная перспектива: всё уязвимое значительно выше балки, но от грязи и случайных камней блок вентиляторов просит защиты

Стоп-линия

Тормозной привод семейства Hyundai QT Mighty я бы охарактеризовал как архаичный. Двухконтурная гидравлика с вакуумным усилителем и барабаном механического «ручника» на кардане сразу за КП, для грузовика, полной массой 8,5 т выглядит неубедительно и не даёт особых возможностей перспективного архитектурного развития, даже хороший прицеп под вопросом. Горный тормоз – клапан с дроссельной заслонкой на выпуске тоже без изысков, но как и на предыдущей модели с электронным управлением.

А вот колёсные тормозные механизмы порадовали! Вентилируемые диски площадью 107 cм2 и толщиной 21,5 мм на всех осях. С ними справляются одиночные суппорты, что, соответственно, удобно в обслуживании и количество заменяемых колодок не зашкаливает, как на парных суппортах у некоторых японских конкурентов. Кстати, крепление колёс на шпильках, никаких футорок устаревших!

Есть и антиблокировочная система.

Список современных электронных ассистентов для базовой комплектации Hyundais QT Mighty EX9

  • Система помощи при экстренном торможении
  • Система помощи при трогании на подъёме
  • Система регулировки тягового усилия (противобуксовочная)
  • Электронный контроль устойчивости
  • Антиблокировочная система

Опять рессоры

Рама автомобиля лестничного типа, высота лонжерона – 216 мм, ширина полки – 70 мм, толщина – 6 мм.

Передний мост – балка без развилок на концах, на традиционных полуэллиптических рессорах, грузоподъёмностью 3100 кг. Пакет из пяти листов делает негружённый Mighty ужасным попрыгунчиком: искусственные неровности перед пешеходным переходом надо преодолевать с черепашьей скоростью, чтобы не улететь головой в потолок даже с подрессоренного водительского кресла и что-нибудь, упаси бог, не оборвать в ходовой части.

Стабилизаторы поперечной устойчивости заботливо предусмотрены в базовой комплектации на передней и задней осях.

Техническая характеристика Hyundai QT Mighty EX9 type-HA17HP
Полная масса, кг 8500
Снаряжённая масса шасси, кг 2790
Двигатель: Hyundai D4GA, турбодизель I-4, Еuro 5
  рабочий объём, cм3 3933
  мощность, л.с. 170 при 2500 мин-1
  крутящий момент, Н·м 608 при 1400 мин-1
Коробка передач T060S6, механическая, 6/1
Передаточные отношения 1 – 6,701; 2 – 3,712; 3 – 2,084; 4 – 1,351; 5 – 1,000; 6 – 0, 732; задний ход – 5, 983
Сцепление Сухое, однодисковое, диафрагменное с гидроприводом
Тормозные механизмы всех колёс Дисковые
Вместимость топливного бака, л 150
Подвеска Рессорная на передней и задней оси
Шины 215/75 R17,5

Поработаем

Управлять нашей новинкой вполне приятно. Отличный обзор, удобные сиденья, адекватные реакции педалей, только тормозная чуть высоковата, ногу в коленном суставе приходится сгибать. Руль хоть и не обтянут кожей, приятен на ощупь. Околонулевая зона рулевого управления невнятная, зато усилие на рулевом колесе минимально – маневрировать можно без проблем. И места для разворота с применением заднего хода требуется минимум, спасибо большим углам поворота передних колёс. Согласно паспортным данным, минимальный радиус поворота 7,5 м, но это сухие цифры, на практике кажется, что грузовичок буквально вертится на небольшом пятачке. Характерна некоторая размазанность в выборе передач – типичная особенность тросового привода. Первая передача очень короткая, а вторая плохо подходит для трогания на гружёном автомобиле, но тут может вносить свою лепту вопрос обкатки, всё ещё не утративший силу для машин азиатского производства. Мои ощущения подтверждаются технической характеристикой: передаточное отношение первой передачи – 6,701, второй – 3,712 – почти двойное различие. Высшая передача – шестая, отношением 0,732 позитивно влияет на уровень шума на скорости, да и относит стрелку тахометра к самому началу зелёной зоны – прелестно!

В целом, Hyundai Mighty оставляет доброе впечатление спокойного, не самого дорогого, но вполне сбалансированного автомобиля. По памяти, примерно так же 20 лет назад воспринимался его предшественник, но технологии не стоят на месте и сегодня он в лице новой модели опять в своей актуальной нише.

Модель: Hyundai QT Mighty EX9 type-HA17HP
Производитель: Hyundai Motor Company, ООО «Эллада Интертрейд»
Начало продаж в России: 2019 г.
Цена бортового автомобиля: от 3 510 000 руб.

Источник