Многие считают, что первый светофор изобрели в Лондоне (1968 г.), Но, как оказывается, это не совсем так. Настоящий электрический светофор придумали американцы 5 августа 1914-го.
Итак, Лондон, 1968-й г. Рядом с парламентом, установили некое подобие семафора. У него было две большие огромные стрелки. Они передвигались вручную горизонтально (сигнал «стой») либо под углом 45 градусов (сигнал «внимание»). В темное время суток загорался газовый фонарь, сигнализируя красным либо зеленым светом. Внешне устройство напоминало семафор, который использовали на ж/д дороге.
Тем временем в Америке отмечается рост экономики, а авто становится средством передвижения, а не роскошью. Это один из самых лучших периодов в истории Штатов, который приходится на время после Первой мировой войны. Количество авто растет, а вот инфраструктура для них отсутствует. Ничего, по сути, еще нет, даже светофоров.
Наконец, в американском Кливленде появляется первый полуавтоматический светофор (август 1914-го). У него был красный, зеленый сигнал, но управлял им сидящий в будке полицейский. Конструкцию предложил Джеймс Хог.
Дорожная ситуация в Кливленде тогда была спокойной. Машин было мало, поэтому регулировщики воспринимались привычнее, чем не совсем понятные пока еще светофоры.
Но уже через 6 лет на улицах Детройта можно было наблюдать совершенно противоположную картину. Огромные пробки, машины двигались хаотично, а регулировщики не справлялись.
Первым не выдержал Уильям Поттс — глава полиции. Собственные 37$ он потратил на то, чтобы сделать первый светофор (1920 г.), который затем установили возле известных всем улиц — Вудворд и Мичиган. Эта версия устройства имела три сигнала: красный, зеленый и предупреждающий желтый.
Затем стали устанавливать светофоры в Нью-Йорке (или пробочные башни, как их называли американцы). Надо заметить, что наличие подобных устройств на улицах существенно сокращало путь. Но были у них и недостатки. Во-первых, стояли данные башни посреди перекрестка и поэтому ограничивали передвижение. Во-вторых, каждая из них все равно требовала присутствия человека.
Первый автоматический светофор и его развитие
Запатентовал данное изобретение впервые Гэррэт Морган. Случилось это 5 августа 1923-го г. Теперь сигналы переключались автоматически, а присутствие регулировщика, полицейского не требовалось.
По состоянию на 1923 г. в Америке было около 50 различных действующих светофоров. Но изобретение Моргана оказалось самым доступным, удобным и в итоге вытеснило все остальные. Современные устройства, кстати, создают тоже по его схеме.
У нас первый светофор появился 15.01.1930 г. в Ленинграде. Его установили на пересечении двух проспектов — Невского и Литейного (бывший Проспект 25 окт. и им. Володарского). Немногим позже установили его в Москве, возле ул. Петровка и Кузнецкий мост (30.12.1930 г.).
На протяжении последних 100 лет конструкция развивалась, совершенствовалась. Сейчас на дорогах устанавливают светофоры для авто, велосипедов, трамваев, пешеходов! У одних видов есть специальные стрелки, указывающие на поворот. Другие оснащены звуковым сигналом, предназначенным для слабовидящих пешеходов. Сегодня они стали привычным, важным элементом, «участником» дорожного движения, обеспечивающим его безопасность.