20 января считается официальным Днем рождения стационарного «спидгана». В Лондоне в 1958 году установлен первый радар, фиксирующий скорость транспортных средств, хотя на самом деле использовать их начали еще раньше — в США
Возможно, 20 января и следует считать исторической датой, поскольку именно Лондон оказался местом первого использования радара в карательных целях по отношению к водителям. Здесь отправная точка массового преследования лихачей дорожной полицией с применением технических средств, хотя радары и до этого эпизодически использовались в тех же целях.
Без нюансов в этом деле не обошлось. Тут важно не путать радар и камеру видеофиксации. Смысл примерно один и тот же — определить скорость движения, — но способ определения разный. Забегая вперед, скажем, что камеры видеофиксации почти не отставали в развитии от радаров, но радары лет пятьдесят не пускали их на дороги, оставаясь более простыми, недорогими, а следовательно и более массовыми устройствами.
В истории с радарами начиналось все в относительно далеком прошлом. Изобретателем радара — прибора, способного обнаружить движущийся объект и даже определить его скорость, стал советский ученый Павел Ощепков.
Наш соотечественник в 1932 году выступил с докладом, в котором рассказал о своем открытии. Против автомобилистов товарищ Ощепков, надо отдать ему должное, ничего не имел. Он работал на «оборонку» и предлагал использовать эффект отражения радиоволн для поиска летящих самолетов, что, собственно, и было экспериментально доказано в январе 1934 года. Так, публикация об удачном опыте обнаружения аэроплана, летящего на высоте 150 метров, без визуального контакта с ним, сразу же стала научной сенсацией.
Авиатехнологии на дорогах
Так что миллионам оштрафованных за превышение скорости водителям по всему миру можно порекомендовать сказать нам, русским, «большое спасибо». Впрочем, идея применить полезное изобретение именно в сфере контроля за соблюдением правил дорожного движения принадлежит, скорее всего, американцам. На волне их массовой автомобилизации в начале «пятидесятых» годов прошлого века первые радары для контроля скорости движения автомобилей применили в штатах Мичиган и Индиана. Необычные громоздкие устройства на дорогах, не сулящие гонщикам ничего хорошего, были замечены в 1954 году.
Но жизнь автомобилистов оставалась вольготной еще до начала «шестидесятых», пока в 1961-м американская фирма Radatron Tonawanda не освоила выпуск первых минирадаров.
Вот этими устройствами уже начала пользоваться почитай вся прогрессивная дорожная полиция, которая в разы увеличила собираемость штрафов. Такой радар работал на частоте 2,455 ГГц, а расстояние, на котором контроль считался достоверным, составляло два километра.