Казалось бы, слова «дорога» и «Россия» друг с другом не сочетаются. Однако даже полное бездорожье не всегда означает конец всему. Если есть хороший вездеход, то ему никакие препятствия не страшны.
У советской экономики была характерная особенность. При остром недостатке производства товаров народного потребления и плохого качества этого самого производства у неё отлично получалась продукция «для народного хозяйства». Советские тягачи, вездеходы, большие грузовики считались самыми передовыми в мире, а уникальная конструкция советского тягача-лесовоза впоследствии была применена в автомобиле «Нива», который буквально заворожил западных автолюбителей.
Пожалуй, стоит привести несколько примеров лучших советских вездеходов, для которых никакой асфальт был не нужен.
- ЗИЛ-Э167. Это двенадцатитонный «снегоболотоход», который имел длину около девяти метров и был предназначен для работ на крайнем севере. Вездеход оснащался двумя мощными двигателями V-8, с помощью которых он развивал скорость до 75 километров в час и мог перевозить груз до пяти тонн. В его вместительном кузове из стеклопластика могла разместиться бригада из восемнадцати человек. К сожалению, по неизвестным причинам ЗИЛ-Э167 не стал выпускаться массово – его история закончилась на единственном собранном экспериментальном экземпляре.
- ЗИЛ-4904. Это шнекороторный вездеход, который начали производить в 1972 году. Он имеет очень необычную ходовую часть, больше напоминающую два рабочих органа мясорубки. Вездеход мог передвигаться по болоту и даже по воде; он проходил там, где вязла даже гусеничная техника. Но при этом на твёрдой поверхности он, увы, двигаться практически не мог. Скорость его передвижения не превышала 10 километров в час, несмотря на два очень мощных двигателя, выдававших до 360 лошадиных сил в сумме.
- ЗИЛ-4906. Этот вездеход получил поэтическое прозвище «Синяя птица», которое у многих ассоциируется с космическим кораблём из советского мультфильма. И неудивительно, ведь создан этот вездеход был специально для спасения космонавтов, совершавших экстренные посадки в экстремальных условиях.
- НАМИ ЭТ-8. Этот малоизвестный советский вездеход был создан в шестидесятые годы. Он имеет некоторое сходство с американской машиной VWD и оснащён довольно необычными «колёсами». «Лучшим» этот вездеход можно назвать лишь условно: он медленно передвигался, плохо управлялся, часто выходил из строя. Так что проект быстро свернули.
- МАЗ-7907. Белорусские автопроизводители всегда любили гигантские размеры. А этот монстр, ко всему прочему, был единственным в мире транспортным средством с 24 ведущими колёсами, 16 из которых могли ещё и поворачиваться. Вездеход был создан в восьмидесятых годах и отличался богатырскими характеристиками: мотор от танка выдавал 1250 лошадиных сил, а на каждом колесе дополнительно были установлены по 24 электромотора. Со всем этим «хозяйством» машина могла развивать скорость до 25 километров в час.