Станислав Кирилец.
2 мая этого года в США вступил в силу раздел III приостановленного ещё при Клинтоне так называемого «закона Хелмса–Бертона». Американские граждане, у которых была собственность на Кубе до революции 1959 года, теперь могут подавать в суд на её нынешних владельцев. Попасть под раздачу могут многочисленные зарубежные компании, инвестировавшие значительные средства в экономику Кубы. Среди них и работающие в отрасли транспортного машиностроения. Страны Евросоюза напуганы и робко протестуют, однако новая администрация Бразилии санкции поддерживает. А ведь именно Бразилия играла ещё недавно ведущую роль в обновлении автобусного парка Кубы. Теперь ей ничего не остаётся, как сворачивать своё сотрудничество со вновь попавшей в опалу страной, что даёт возможность расширения экономического влияния России и Китая на Кубе.
Кубинцы к санкциям привычны. Их ответ пришёл за день до вступления пресловутого закона в США: на первомайской демонстрации они показали первый автобус ПАЗ-320402 «Вектор» с портретом команданте Фиделя за ветровым стеклом. Его собрали в городе Гуанахай на заводе Empresa Productora de Ómnibus Evelio Prieto Guillama, принадлежащем коммерческому промышленному объединению Carrocerías Industriales y Servicios Automotrices (CAISA – часть объединения Grupo Industrial Unecamoto). А ведь начинал свою деятельность этот восстановленный при помощи бразильского капитала завод в 2000 году со сборки автобусов Busscar и Marcopolo из бразильских частей (см. «От «Хирона» до «Дианы»»).
«Группа ГАЗ» давно уже сотрудничает с Кубой, поставляя туда не только готовые автобусы ПАЗ, но и их шасси, на которых в Гуанахае делают автобусы и автомотрисы марки Diana, а недавно освоили и сборку грузовых фургонов. В феврале к Дню железнодорожника Кубы между Ангостой и Гаваной пустили в эксплуатацию 26-местный «ферробус» на базе ПАЗ-320412 – рельсовый автобус РА-26 завода «Калугапутьмаш».
Используют кубинцы и китайские шасси Yutong. Однако выпуск этих машин невелик, поскольку CAISA Ómnibus зависит от местных смежников. При ещё слабой экономике страны партнёры не в силах наладить беспрерывное производство элементарных частей для оснастки автобусных кузовов. А экспорт готовых машин из России едва оправдывает затраты на их производство – по высокой цене автобусы ПАЗ-320402 продать невозможно, учитывая конкуренцию из КНР. Некоторые эксперты утверждают, что для «Группы ГАЗ» он даже убыточен, что вполне вероятно. Скептики говорят и об амбициях России: стремление любой ценой удержать политическое и экономическое влияние на Кубе. Дескать, Китай проводит такую же политику на экспортных рынках развивающихся стран, а нам ли с ним тягаться?
Однако не всё так печально. Россия и Китай прекрасно уживаются на кубинском рынке, дополняя друг друга. Сборка «пазиков» из российских деталей, планы на которую вынашивались более 15 лет, существенно снизит их стоимость. Аналогично поступили китайцы. Они разработали специально для Гаваны новый «бюджетный» городской автобус Yutong длиной 11,8 м, который отвечает всем требованиям транспортного министерства Кубы. В его создании участвовали и специалисты из коллектива CAISA. Правда, первый прототип недавно построили в КНР, но в плане – сборка на Кубе. Если уйдёт третий конкурент – Бразилия, то для двоих места останется ещё больше.