В нашей стране есть несколько автозаводов, история которых берет начала в советском периоде. В первую очередь речь идет об Уральском и Ульяновском предприятиях. Оба завода начали свою работу осенью 1941-го, когда к Москве приближались немецкие войска.
Ульяновск
В этом городе из складов речного таможенного управления сделали цеха автозавода. Выпуск первых трехтонок ЗИС-5В удалось наладить зимой 1942 г. И этот процесс проходил в бешеном темпе: до 50 грузовиков за сутки. К 1944 году производство разрослось до таких масштабов, что пришлось спешно приступить к поиску других помещений. В итоге было запущено строительство новых цехов за речкой Свиягой.
По завершении войны с заводского конвейера должна была сходить новая модель УльЗИС-253. Вес этого грузовика – 3,5 тонны. Его оснащали 2-тактным дизельным движком, выдававшим 83 «лошадки». Однако наверху решили повременить с производством новинки. Вместо нее на конвейер поставили старую «полуторку» – грузовое авто ГАЗ-ММ. Вскоре цеха переоснастили, и в 1947-м начали выпускать модель. Она изготавливалась вплоть до 1950 г. Почти 4 года предприятие простаивало.
В 1953-м автозавод в г. Ульяновске приступил к сборке внедорожников ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Вскоре местными специалистами была создана модель «буханка», ставшая легендарной. Спустя некоторое время появилось семейство 469. Оно дожило до наших дней под названием «Хантер».
Миасс
Изначально не планировалось выпускать авто в этом городе. Весной 1942-го на пустом месте в кратчайшие сроки возвели завод. Первая продукция предприятия – поршневые кольца для движков ЗИС-5. Постепенно происходило расширение ассортимента: КПП, бензомоторы. И все это предназначалось для ЗИС-5.
В феврале 1943 года вышел приказ Наркомата машиностроения, в котором говорилось о переименовании предприятия в автозавод им. Сталина (он же – «УралЗИС»). Но к освоению производства по поступившей из Москвы документации удалось только летом 1944-го. И темпы были отменными. Уже 8 июля из ворот выехал первый ЗИС-5В. А в конце сентября предприятие праздновало выход юбилейного 1000-го экземпляра.
С 1948 по 1952 гг. грузовики вернули детали и системы, от которых в период войны пришлось отказаться. Также машина 6 раз подвергалась модернизации. В конце 50-х годов минувшего столетия ЗИС оснастили новым мотором, мощность которого составляла 95 «лошадей». В октябре 1958 года начали производить новую модель – УралЗИС-355М. У нее было немало отличий от предыдущей версии. В 1990-е на Уральском заводе стали выпускаться бескапотные и дорожные авто.