Завод имени Лихачева — некогда лидер, гигант советского автопрома -просуществовал фактически с 1916 по 2014-й гг. Последний кризис на заводе продлился с 2004 по 2011. Объемы продолжали снижаться и в 2013-м выпуск авто и запчастей прекратили. Почему не спасли легендарный завод?
Из истории автозавода: создание и становление
Началось все с небольшой ремонтной станции, где обслуживались импортные авто. Она находилась на территории будущего автозавода, который основали в 1916-м. Его владельцем был Торговый Дом «Кузнецов, Рубяшинские и Ко». Поначалу занимались тут починкой и сборкой грузовичков FIAT 15 Ter 1915 года выпуска. Именно они и были основной заводской продукцией во время Гражданской войны 1917-1922, вплоть до установления советской власти.
Кардинальные перемены на заводе наступили с назначением на должность директора Ивана Лихачева. Это время планомерной индустриализации в стране, когда начала развиваться стремительными темпами советская экономика. Завод был модернизирован под массовое производство грузовиков — так необходимых в то время.
В Америке закупили грузовик Autocar 5S. Изучив его, советские конструкторы предложили на его базе собственные разработки — АМО-3 и ЗИС-5.
Период, начавшийся с 1931 г. (тогда завод называли им. Сталина) ознаменовался первым в СССР запуском сборочного конвейера. Вскоре тут стали выпускать небольшое количество легковых авто, предназначенных для нужд народа, госструктур и армии (1936 г.).
Во время войны его эвакуировали в Ульяновск. Здесь он производил технику для фронта. Тогда появился ряд новых моделей, среди которых был и ЗИС-15. В Завод Лихачева его переименовали в 1956-м после 20-го съезда КПСС. А уже с 1958 г. стали выпускать абсолютно новые модели грузовиков 6х6 ЗИЛ-157.
«Золотой» послевоенный век автозавода
Несмотря на всю сложность послевоенного времени, завод начал стремительно развиваться и преуспевать. Появились новые модели авто, иные модификации моторов. Стали обмениваться опытом с иностранцами, внедрять различные экспериментальные разработки, предназначенные для нужд армии, народного хозяйства. Сотрудники завода участвовали в создании других заводов.
Послевоенный штат предприятия заметно пополнился и включал уже больше 100 тыс. человек. На пике славы «ЗИЛ» выпускал по 200 тыс. единиц авто за год. На тот момент производили тут различную спецтехнику, авто — седаны, автобусы, вездеходы. Но в 50-х производство автобусов отделили в ЛИАЗ. 70-е знаменательны переходом «ЗИЛ» на иной уровень, выпуском новых двигателей.
Начало проблем и закрытие предприятия
Этот период пришелся на 80-е гг. Поначалу возникли проблемы с разработкой и внедрением новых версий моторов. Затем — нового грузовика. Но основной «удар» завод испытал на себе во время распада Союза. Вырванное из единой системы экономики, предприятие осталось в стороне. Объемы выпуска стали снижаться, количество работников — уменьшаться, цеха закрываться. Некоторые попытки спасти предприятие дальше договоренностей не идут. Ситуация все равно ухудшается.
В 90-е его ловко приватизировали, но судя по всему, не были заинтересованы в его выживании. Шутка ли — предприятие располагалось почти в центре. Москвы. Дорогостоящее оборудование (к тому же работающее!) отдали на металлолом, цеха стали сносить. В итоге после 2014-го тут стали возводить жилые комплексы. Вот так прекратил свое существование уникальнейший автозавод нашей страны.