В данной статье речь пойдёт об истории автомобилестроения в СССР.
Какие автомобили выпускались в СССР момент на момент окончания Великой отечествнной войны — в 1945 году?
На Горьковском Заводе имени Молотова выпускался автомобиль ГАЗ-64 в различных модификациях — седан, фаэтон, пикап. Выпускался в основном для военных нужд, как и всё во время войны. На таких автомобилях ездили маршалы Жуков, Конев, Рокоссовский.
На Заводе имени Сталина в военное время гражданские автомобили не выпускались. Производство ЗиС-101 было прекращено в 1940 году, а выпуск ЗиС-110 начался в 1945. Во время войны на ЗиСе выпускались танки и другая военная техника.
Не выпускались гражданские легковые автомобили и на заводе имени Коммунистического Интернационала молодёжи (КИМ, впоследстевии — МЗМА — Московский завод малолитражных автомобилей, ещё позже — АЗЛК). С началом войны было свёрнуто производство КИМ-10-50 и КИМ-10-51, а производтсво первых Москвичей начнётся только в 1947 году.
Cобственно, советская автомобильная промышленность в эти годы состояло только из этих трёх автозаводов. Остальные появятся намного позже.
Первые советские послевоенные автомобили — автомобиль высшего класса ЗиС-110, выпускавшийся в 1945 — 1958 годах и вставший на конвейер и продержавшийся там до 1958 года ГАЗ-М-20 «Победа». И если ЗиС производился в основном для государственных нужд, то «Победа», хоть и в ограниченных количествах, было доступна широким слоям населения.
ГАЗ-М-20 Победа становится первым в СССР и одним из первых в мире автомобилей с несущим кузовом. Это был автомобиль понтонного типа — без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар.
Также в 1950 — 1960 годах на Заводе им. Молотова выпускается первый газовский представительский автомобиль — ЗиМ-12 (или ГАЗ-12)
В 1947 году на Московском заводе малолитражных автомобилей начинается производства первой модели «Москвич». Это был Москвич-400, являвшийся копией довоенного Opel Kadett, выпускавшегося в Германии в 1937—1940 годах.
Москвич-400 становится массовым автомобилем, его первоначальная стоимость составляет 8000 рублей (для сравнения Победа стоила тогда же 16000, а ЗиМ-12 — 40000), и до 1953 года продаётся свободно, после чего, в связи с возросшим спросом, на него появляются очереди.
В 1956 году Москвич-401 (приемника Москвича-400) сменяет более современный Москвич-402, а через 2 года — Москвич-407; в 1963 — 1965 гг. выпускался также Москвич-403. Они становится одним из наиболее экспортируемых советских автомобилей — причём как в социалистические страны, так и в такие страны, как Финляндия, Норвегия, Франция.
В 1959 году вступает в строй Запорожский автозавод, и на нём начинают производить первую модель — Запорожец ЗАЗ-965. С 1967 года начинается выпуск его приемника — ЗАЗ-966, но до 1969 года эти две модели выпускаются вместе. 966-й Запорожец имел ряд модификаций — 968, 968М и в общей сложности продерался на конвейере 25 лет — до 1994 года, став поистине народным автомобилем.
На ГАЗе в 1956 — 1970 годах выпускается первая Волга — ГАЗ-21, одна из тех машин, которая сейчас наиболее прочно ассоциируется с понятием советского ретро-автомобиля. Это был поистине шикарный автомобиль, ездить на котором могло лишь большое начальство. В свободной продаже он практически отсутствовал.
В 1968 году на смену ему приходит Волга ГАЗ-24, продержавшаяся на конвейере до 1985 года; в этом году был произведён рестайлинг, и новая модель, получившая индекс ГАЗ-24-10, выпускалась ещё 7 лет. Поскольку в этот момент уже производилась модель 3102, то 24-10 первая из семейства Волга стала доступна с свободной продаже. Хоть она в этот момент и была уже морально устаревшей, но не смотря на это, пользовалась устойчивым спросом.
Также выпускались модификации ГАЗ-2402 (универсал), ГАЗ-2403 (универсал для Скорой помощи) и некоторые другие.
C 1964 года на МЗМА начинается выпуск новой модели — Москвич-408. По сравнению с предшественниками, выросли длина и ширина автомобиля, при одновременном значительном снижении его высоты. Ощутимо увеличился объём салона, возросла вместительность и комфортабельность, существенно улучшились ходовые качества — динамика разгона и торможения, устойчивость, управляемость и другие технико-эксплуатационные параметры.
В 1967 году вступает в строй Ижевский автозавод, и первой моделью, которая на нём производится, становится Москвич-408 (выпускался в Ижевске в 1966-1967).
В 1967 году на АЗЛК и на Ижевском автозаводе начинается производство автомобилей Москвич-412, который выпускался на АЗЛК до 1976 года, а в Ижевске — вплоть до 1997 года. Также на конвейер встаёт ряд модификаций Москвич-408 и 412 — универсалы Москвич-426 и Москвич-427, фургоны Москвич-433 и Москвич-434 (на АЗЛК), хэтбэк ИЖ-2125 и фургон/пикап ИЖ-2715 (в Ижевске).
В 1970 году в строй вступает Волжский автозавод в городе Тольятти. Первой моделью, вставшая там на производство, становится ВАЗ-2101 «Жигули», сделанный на основе итальянского автомобиля Fiat-124. На момент начала производства ВАЗ-2101 являлся самым комфортабельным в своём классе, одним из наиболее современных и надёжных отечественных автомобилей, что сделало обладание им признаком достатка и благополучия. Иностранное происхождение модели вызвало весьма высокие ожидания потенциальных покупателей, которые во многом оправдались.
На основе ВАЗ-2101 создаётся целое семейство машин, называемое «классика». Семейство имело 2 поколения:
Первое поколение:
ВАЗ-2101 (базовый седан)
ВАЗ-2102 (универсал)
ВАЗ-2103 (седан люкс)
ВАЗ-2106 (рестайлинговая модель)
Второе поколение:
ВАЗ-2105 (базовый седан)
ВАЗ-2104 (универсал)
ВАЗ-2107 (седан люкс)
В 1984 году на Волжском автозаводе начинается выпуск автомобилей серии «Спутник/Самара» с переднеприводной компановкой — сначала это были трёхдверные хэтчбэки ВАЗ-2108, потом появились также пятидверных хэтчбэк ВАЗ-2109 и седан ВАЗ-21099.
С 1982 года на ГАЗе начинается производство модели Волга ГАЗ-3102. Предназначался для обслуживания исключительно руководства среднего звена партийных и советских государственных учреждений и ведомств, поэтому для продажи населению и в таксомоторные парки не поступал.
На АЗЛК в 1976 году на смену Москвичу-412 приходит новая модель 2140, по сути являвшася тем же 412, только с некоторыми доработками.
В 1986 году начинается производство принципиально новой модели — Москвич-2141. Москвич-2141 был хэтчбэком с передним приводом.