Традиционно в мире есть две школы строительства пожарных машин. Большинство стран, включая, конечно, и Россию, предпочитает использовать для обычных пожарок шасси стандартных грузовиков, разве что с двойной кабиной, — так проще и дешевле. А вот в США и Канаде пожарные производители специально разрабатывают собственные шасси с огромными многоместными кабинами.
Частенько идущие собственной дорогой англичане — единственные в Европе, кто разделяет эту школу. И всего одним таким производителем до недавнего времени был как раз Dennis.
Пожарная машина 1930-х звалась Big Four, по четырехлитровому объему собственного бензинового двигателя
Небольшая частная фирма свою первую пожарную машину серии N выпустила еще в 1908 году. Уже в те времена Dennis был передовым производителем: на его грузовиках использовались новейшие тогда карданные валы и главная червячная передача собственной конструкции. Неудивительно, что довольно быстро был завоеван авторитет, ширилась география поставок. Что интересно, и в Российской империи появилась как минимум одна «линейка» Dennis — она работала в Архангельске. К 1937 году было построено больше 250 пожарок.
Этот бирманский уникум на шасси Dennis Ace все еще в строю — через 70 лет после выпуска
Шли годы, конкуренция росла. В программе Денниса были все типы коммерческого транспорта, но основными стали автобусы, мусоровозы и, разумеется, пожарные машины. Уменьшалась доля собственных агрегатов в них — так, использовались разные местные дизели: AEC, Gardner, Rolls-Royce, коробки передач Perkins и ZF.
К середине 1960-х внешний облик пожарок Dennis сложился окончательно — бескапотные машины с двойной кабиной среднего класса
Очередное видение специализированных машин воплотилось в 1976 году с появлением серии RS. Она имела специально разработанную раму пониженной высоты, облегчавшую вход-выход для пожарных и снижавшую центр тяжести надстройки-цистерны. Появилась и фирменная угловатая шестиместная кабина увеличенной высоты, сконструированная с учетом специальных требований.
Тем временем кризис британского автопрома привел к банкротству фирмы. В результате она разделилась на три компании, производящие разные продукты под одной маркой. С 1983 года прекратилось производство комплектных машин, и надстройками их снабжали другие местные производители: Carmichael, Boughton, HCB-Angus. Три года спустя на рынок даже вышли машины марки Dennis с кузовами John Dennis. Просто появился еще один «надстроечник», ставший основным, — его создал внук и тезка основателя главной фирмы.
Машины, которые работают в Курске, принадлежат к семейству SS, начала 1990-х годов выпуска. Они попали в нашу страну примерно в 2005-м в качестве гуманитарной помощи. Оснащены они восьмилитровыми дизелями Cummins и гидроавтоматами Allison. Запас воды на борту — 1800 литров, бака для пенообразователя нет. Насосы — старой английской марки Godiva, мощностью 60 л/сек. Имеют две катушки первой помощи, а также осветительную мачту. Шестерым пожарным в машине комфортно, а благодаря небольшим габаритам (длина — 7,5 м) маневрировать на улочках удобно, так что бойцы ими довольны. Однако шансов на получение других таких машин ни у кого больше нет.