Во многом благодаря усилиям Н. Осинского, который лично бывал на заводе Форд, в ноябре 1928 года был поднят вопрос автомобилизации в СССР.
О проекте автомобилизации СССР готовится отдельная стать.
Решение о строительстве
4 марта в советских газетах был опубликован соответствующий приказ председателя высшего совета народного хозяйства СССР (ВСНХ) В. Куйбышева под номером №498 о строительстве автомобильного завода на 100 тыс. автомобилей в год. Через месяц определили и место строительства – деревня Монастырка под Нижним Новгородом.
Нижний Новгород в качестве строительной площадки выбрали исходя из следующих важных факторов:
- Нижний Новгород уже являлся промышленно развитым, соответственно в городе проживали и квалифицированные специалисты.
- Город стоит на слиянии двух крупнейших рек Европы — Оки и Волги. Доставка материалов для строительства завода не стало бы проблемой.
- Железнодорожная связь с другими городами страны в которых создавались смежные с автомобильным производства.
В том числе и «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи» (КИМ), который позже, на некоторое время, становится филиалом ГАЗа.
Партнерство с компанией Форд
В качестве партнера выбрали американскую компанию Форд, которая производила до 1-1,5 млн автомобилей в год. К началу 1927 года в США насчитывалось 23 млн 431 тыс. автомобилей, что составляло 85% всего автопарка планеты! В Советском Союзе было только 12 тыс. машин и 40 место в мире.
Кроме того, советский союз привлекло и то, что Форд производил на одной базе легковые и грузовые автомобили.
Изначально Генри Форд пытался навязать свои условия – якобы он продает только готовые автомобили, но советские дипломаты намекнули, что ведут переговоры и с компанией GM. Генри Форд не мог допустить, чтобы его обошли конкуренты и 31 мая 1929 года договор между советским правительством и компанией Форд был заключен.
По договору Форд предоставляет лицензию на производство автомобилей марки Форд А и Форд АА, а также техническую помощь в организации процесса.
Сумма сделки 72 млн. золотых рублей.
Кстати, в 1958 году поднимется вопрос о том, были ли эти деньги действительно выплачены, об этом готовится статья.
Строительство завода
2 мая 1930 года был заложен первый камень будущего Нижегородского автомобильного завода имени В. М. Молотова (НАЗ).
К строительству были привлечены местные жители, жители с окраин Нижнего Новгорода, крестьяне из голодающих деревень приезжали со всей страны. Во время строительства даже были организованны специальные классы, в которых людей обучали грамоте.
В стройке принимали участие и американские рабочие, для которых даже построили целый американский поселок.
Ударными темпами автозавод был построен всего за 18 месяцев.
Первый выпущенный автомобиль
Первый выпущенный автомобиль – НАЗ-АА сошел с конвейера нового предприятие 1 января 1932 года, а в декабре того же года было налажено производство ГАЗ-А в кузове фаэтон.
С 1932 по 1938 гг. Горьковский автомобильный стал ведущим заводом страны, освоил и выпустил 17 моделей и модификаций автомобилей, производил 68,3 % всех выпускаемых в стране автомашин.
Переименование – НАЗ, ЗИМ, ГАЗ
Нижний Новгород с 7 октября 1932 года (и до 22 октября 1990 года) носил название — Горький. С конца 1932 года, вместе с запуском в производство модели А, модельный ряд был переименован из НАЗ в ГАЗ.
Сам же завод переименовали в 1935 году в «Завод имени Молотова» (ЗИМ), а в 1957 году в «Горьковский автомобильный завод» (ГАЗ).
Первый собственный автомобиль
16 марта 1936 года с конвейера сошли первые образцы модели М-1, которую можно считать по настоящему первым советским легковом автомобилем, её разработал главный конструктор завода А. А. Липгарт, который к слову, стажировался на заводах Форда.
Краткая история Газ до наших дней
В военные годы завод выпускал грузовики, вездеходы, бронеавтомобили и легкие танки, а также самоходные орудия и боеприпасы.
За годы Великой отечественной войны было выпущено:
- Автомобилей — 176 221 шт. (в том числе и ленд-лизовские комплекты грузовиков Ford G8T и Chevrolet G7107);
- Танков — около 12 000 шт.;
- Самоходных установок — более 9 000 шт.;
- Миномётов — 24 000 шт.;
- Автомобильных моторов — 232 000 шт.;
- Снарядов для ракетной установки «Катюша» — 30 000 шт.
Дальнейшая история до наших дней, кратко:
- 6 января 1946 года, началось производство ГАЗ-51;
- 28 июня 1946 года, началось серийное производство ГАЗ М-20 «Победа»;
- Октябрь 1956 года – производство ГАЗ-21;
- 1958 года — на всемирной выставке в Брюсселе автомобили ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка», ГАЗ-52 были отмечены высшей наградой – Гран-при;
- 16 января 1959 года — начало производства автомобиля представительского класса ГАЗ-13 «Чайка»;
- 1 июля 1964 года, производство ГАЗ-66;
- 1968 год – собрана первая партия самой массовой волги – ГАЗ-24;
- Декабрь 1978 года, выпуск нового автомобиля представительского класса – ГАЗ-14;
- 22 декабря 1980 года собрана первая партия автомобилей ГАЗ-3102;
- Октябрь 1989 года, освоен выпуск ГАЗ-3307;
- 26 ноября 1992 года. Преобразование Горьковского автомобильного завода в акционерное общество;
- 16 июля 1994 года началось производство автомобилей «Газель»;
- 15 декабря 1996 года началось производство следующего поколения автомобилей волга – ГАЗ-3110;
- 10 сентября 1998 года начался выпуск автомобиля «Соболь»;
- Декабрь 2000 года – Вход в состав группы «Базовый элемент»;
- В 2001 году ГАЗ вошел в состав автомобилестроительного холдинга «РусПромАвто»;
- 8 января 2003 года начали выпускать рестайлинговую версию «Гезели» и «Соболя»;
- Декабрь 2004 года, налажено производство среднетонажного грузовика «Волдай»;
- 2005 год — В ходе реструктуризации произошло преобразование в холдинг «Группа ГАЗ»;
- 2006 год – покупка у концерна DaimlerChrysler сборочного предприятие «Стерлинг-Хиллз», производившего среднеразмерные седаны Chrysler Sebring и Dodge Stratus на оборудовании, вывезенном из США.
- В середине 2006 года «Группой ГАЗ» приобретена английская фирма LDV Group, специализирующаяся на производстве лёгких переднеприводных фургонов Maxus;
- 25 июля 2007 года началось производство Volga Siber. Предполагалось выпускать до 65 тыс. автомобилей в год;
- В мае 2008 года ГАЗ приступил к сборке в фургонов и микроавтобусов Maxus из английских SKD комплектов. По мере локализации и перехода на технологию CKD сборки, объём производства Maxus должен был составить 50 тыс. в год;
- Конец 2008 года – производство устаревших моделей ГАЗ 3110 и 3102 остановлено;
- В середине 2009 года из-за кризиса и банкротства проект по производству Maxus был свёрнут;
- 4 февраля 2010 года, очередная модернизация и выпуск «Газель — Бизнес»;
- Конец 2010 года, после выпуска 8,7 тыс. автомобилей Volga Siber сборка была остановлена. Автомобиль не пользовался спросом. Легковые автомобили больше не выпускаются;
- Апрель 2013 года, выпуск «ГАЗель NEXT».
- Октябрь 2014 года, начался выпуск среднетонажного грузового автомобиля «ГАЗон NEXT».