Даниил Минаев.
У перевозчиков сегодня есть выбор, поэтому их парки и бизнес-модели существенно разнятся. Но есть и много общего. Например, лояльность, или, если хотите, верность, предпочтение одной марке. Например, в парке пензенской транспортной компании «Пегас-авто» уже много лет эксплуатируют седельные тягачи DAF. Подвижной состав регулярно обновляется, тем не менее в эксплуатации остаются несколько «ветеранов» – DAF 95XF. Один из этих автомобилей за 20 лет преодолел почти 2,5 миллиона километров нелёгких российских дорог, но продолжает радовать общим хорошим техническим состоянием. Недавно я осмотрел этого трудягу и понял, почему руководство пока не торопится срочно заменить, продать или списать столь немолодой подвижной состав.
Всего в парке перевозчика из Пензы осталось 7 единиц DAF 95XF. Остальной парк – 57 машин – это вполне современные 105-е «ДАФы». Таскают они по просторам России-матушки рефрижераторные полуприцепы: «тушевозы» и «паллетники». Но нам особенно интересен один DAF, в начале июня 2020 года одометр которого показал 2 488 831 км. Конечно же в его жизни были и смены собственников-эксплуатантов, многочисленные средние и агрегатные ремонты, а вот капитального всего транспортного средства ни одного. Как смотрится такой динозавр в плотном и динамичном современном потоке идущего в столицу транспорта, когда в будние дни в 22:00 в Москве открываются дороги для большегрузов?
Пластика «лица»
При ближайшем рассмотрении кабины самого нового DAF XF (в его обозначении теперь отсутствуют цифровые индексы, как было ранее, например 85, 95, 105 и т. д.), в основе по-прежнему силовая схема «бестселлера DAF 85-й серии» – одной из лучших европейских кабин.
В 2000 году, когда изучаемый мною сейчас экземпляр DAF FT95XF380 сошёл с конвейера, кабина была уже далеко не новинкой, с рядом модернизаций перекочевавших с 85-го семейства. Но сквозь годы, вновь пройдя череду пластических операций эта кабина с новой оптикой и оперением производится и по сей день, пряча в своих закромах хитроумную электронику и покрывая экономичные двигатели Euro 6.
Дальнобойщики старшего поколения с удовольствием отметят хорошо знакомый интерьер кабины Space XH с традиционными круглыми шкалами комбинации приборов, саму панель приборов, обвивающую место водителя. Бортовая электроника в проявлении сверкающих дисплеев с множеством областей данных и ассистентов водителя придёт сюда чуть позже, лет через пять-семь, а пока здесь царит аналоговый покой. Особенно за бархатными шторами идеального спальника, в котором отдыхал, отдыхает и будет отдыхать человек как в прошлом, так и нынешнем веке…
Словом, дружелюбия и здорового традиционализма не отнять у «голландца»!
Краткое техническое описание
Тёплым июньским деньком, пыхнув из выхлопной трубы сизым дымом, с пол-оборота запустился рядный шестицилиндровый дизель FT95XF280M второго экологического класса. Несколько минут накачать воздух, и айда смыть пыль, чтобы позировать для фотосессии сочным апельсиновым оттенком!
А что это за «птица» такая FT95XF280M? Маркировка расшифровывается так. XF – назначение двигателя – Extra Forte – тяжёлая серия грузовиков (18–36 тонн), 280 – мощность двигателя в кВт, M – модернизированный.
Это 6-цилиндровый рядный 4-тактный дизельный мотор с водяным охлаждением, 4 клапанами на цилиндр и турбонагнетателем с промежуточным охлаждением воздуха. Система впрыска и промежуточного охлаждения наддувного воздуха – собственные разработки компании DAF, в данном случае эти компоненты являются плодами эволюции предыдущего поколения. Двигатель оснащается рядным механическим ТНВД. Сам по себе движок достаточно лёгкий, его «сухая» масса 1050 кг.
Посмотрим на силовую линию далее. Сцепление, пожалуй, один из самых консервативных узлов автомобиля, про него и сказать особо нечего.
Теперь переходим к коробке передач. ZF S181 – механическая 16-ступенчатая КП универсального применения для автомобилей большой грузоподъёмности относится к агрегатам третьего поколения серии Ecosplit. Изготовляется компанией ZF Friedrichshafen AG. Диапазон передаточных отношений – 16,41 – 1,00. Эти же КП используются на автомобилях MAN, IVECO, RENAULT TRUCKS. Дальнейшее развитие именно этой коробки передач в сегодняшнем воплощении носит индекс ZF 16S1920 TD.
Управление КП рычагом в кабине традиционное настолько, что дальше некуда: флажок типа «кадык» для переключения рядов и сбоку тумблер выбора «половинок».
Ведущий задний мост у DAF FT95XF380 модели AAS1347 с гипоидной главной передачей, передаточное отношение 3,31. В нашем случае комплектация предусматривает блокировку дифференциала.
Теперь пройдёмся по ходовой части и тормозам. Никаких принципиальных отличий от современных тягачей нет. Разве что немного иная компоновка ресиверов и прочей мелочёвки на раме. Передний мост – балка на рессорах, грузоподъёмностью 7500 кг, сзади пневматика, которая сдюжит 12 тонн.
Даже 20 лет назад у этого семейства магистральных тягачей в качестве опции были дисковые вентилируемые тормозные механизмы на всех осях. Однако данная модификация оснащена барабанными тормозными механизмами, анонсируемыми для запылённых и тяжёлых условий работы.
Основные вехи ремонтов на длинном пути
Серьёзный ремонт двигателя этому тягачу потребовался при пробеге около 1 500 000 км. Проблемным местом таких моторов считаются роликовые толкатели штанг привода ГРМ. Износ начинает проявляться при пробеге от 500 000 км. Ось ролика истирает отверстия в проушинах толкателя, что приводит к перекосу ролика. Если не вмешаться на этом этапе, ролик со временем заклинит и повредит распредвал. В нашем случае дефектовка показала объективно обоснованный комплексный капремонт двигателя. Для полуторамилионного пробега это достойный показатель ходимости и живучести движка, с учётом посредственного топлива, израсходованного в периодических заторах моторесурса и частых холодных пусков, характерных в российской эксплуатации автопоездов.
Механическая КП требует переборки, в среднем, каждые 700 000 км, что тоже неплохо. Но абсолютным рекордсменом является ведущий мост, который пока не требовал ремонта.
Удачи и долгих лет, тебе DAF!
В итоге, наш «пенсионер» интересен тем, что в нём присутствует всё, ну или почти всё, что ожидается от современного магистрального тягача. Поэтому правильнее назвать его не пенсионером, которому положен заслуженный отдых, а ветераном, авторитет и опыт которого так необходим для молодых поколений, причём на передовой, а не в тени тыла. Всё добротно и аккуратно. Актуальное рабочее место в уютной просторной кабине, надёжные и неприхотливые агрегаты, да и просто удобно!
Годы, годы… Однако эти годы так и не смогли зачеркнуть успех предыдущих поколений грузовиков марки DAF. Доказательства – наличие, и не одного, как престарелого, так и довольно свежего «ДАФа» на стоянках вдоль федеральных автодорог. А что до рассмотренного сегодня DAF FT95XF380 4х2, то он ещё поработает. Во всяком случае там, где законодательно пока разрешено эксплуатировать автомобили с нормами токсичности Euro 2…
Колёсная формула | 4х2 |
Полная масса, кг | 19 500 |
Снаряжённая масса, кг | 7710 |
Допустимая нагрузка на переднюю / заднюю ось, кг | 7500/12500 |
Полная масса автопоезда, кг (технически допустимая) | 44000 |
Двигатель: | DAF XE 280M, Euro 2, турбодизель |
тип | I-6 |
рабочий объём, cм3 | 12580 |
мощность, л.с. | 381 при 1700 мин-1 |
крутящий момент, Н.м | 1750 при 1100 – 1400 мин-1 |
Коробка передач | ZF S181 |
тип | Механическая |
количество ступеней вперед / назад | 16/2 |
Передаточное число главной пары | 3,31 |
Подвеска | Спереди – рессорная, сзади — пневматическая |
Тормозная система | Пневматическая |
Шины | 315/80R22,5 |
Вместимость топливного бака, л | 870 |